Сегодня расскажу вам об истории одной автомотрисы. Спросите меня: «А какое отношение это чудо техники имеет к Петербургу?». А я отвечу, что один РА1 (рельсовый автобус, 1-го типа) стоит в Музее железных дорог России в Петербурге на станции метро Балтийская. Итак, что же это за техника?
РА1 — автомотриса производства завода ОАО « Метровагонмаш», конструктивно унифицирована с метровагоном. В заводской документации ОАО «Метровагонмаш» РА1 классифицируются как «рельсовые автобусы». Предназначены для перевозки пассажиров на неэлектрифицированных участках железных дорог и могут быть применены для городского, пригородного и межрегионального сообщения. Имеют кабины по обоим концам вагона. При этом могут эксплуатироваться как одиночно, так и по системе многих единиц в сцепке по 2—3 секции. Кузов, экипажная и ходовая часть выполнены на базе метровагонов « Яуза» .
Проект рельсового автобуса особым конструкторским бюро «Метровагонмаш» был подготовлен для проводившегося в январе 1997 года конкурса на создание рельсового автобуса для неэлектрифицированных дорог с малой загрузкой, где получил первое место. В сентябре 1997 года был выпущен первый опытный образец.
За первые четыре года выпуска в период 1997—2002 годах было выпущено всего три экземпляра.
Все экземпляры по конструкции отличались друг от друга. Первый экземпляр (РА1-0001) первоначально был выпущен с автосцепкой Шарфенберга (метро-автосцепкой) и высокими подножками. Далее эта сцепка была заменена автосцепкой СА-3, а сам вагон отправлен на эксплуатацию в город Дубна, Московской области.
В 2004—2005 годах рельсовые автобусы пошли в серию и стали небольшими партиями поступать на многие железные дороги ОАО «РЖД». Дальнейшим развитием этих машин стала серия РА2.
Точное число выпущенных машин не установлено, поскольку данные в открытых источниках не позволяют, например, подтвердить или опровергнуть существование РА1 с номерами 0089, 0091, 0093.
Для российского рынка было сконструировано и выпущено четыре версии:
- РА1 модель 730
- РА1 модель 730.15 (81-710.15)
- РА1 модель 731
- РА1 модель 731.15
Расскажу о первой модели РА1 730, которую можно увидеть в Петербурге, в Музее железных дорог России.
Она имеет один выход на обе стороны посередине вагона. Выход для высоких платформ и выдвижная ступень для спуска на низкие платформы, двери раздвижные, открываются автоматически. Предусмотрено 62 сидячих места, а максимальная вместимость - 140 человек. Кузов цельнометаллический, выполненный из коррозионностойкой стали. Силовая установка – дизельный двигатель фирмы «Cummins». Конструкционная скорость – 100 км/ч. В середине пассажирского салона имеется тамбур с автоматическими раздвижными дверями под высокие платформы, который отделён от двух половинок пассажирского салона перегородкой с ручными раздвижными дверями.
Построен в единственном экземпляре (РА1-0001) в 1997г. Первоначально вагон совершил ряд опытных поездок по кольцу ВНИИЖТа в г. Щербинке, Московской области. В декабре 1999 года проводились испытания на перегоне Дубна — Большая Волга. Затем вагон поступил на Юго-Восточную железную дорогу в депо Отрожка, а позже в депо Калининград, Калининградской железной дороги. В июле 2008 года рельсовый автобус был передан в депо Данилов Северной железной дороги вместе с РА1-0002, где прошёл капитальный ремонт и позже введён в пассажирскую эксплуатацию. В декабре 2017 года вагон передан в музей.
Сейчас в музее она стоит за забором и к ней близко не подойти. Непонятно, почему она не встанет в одну колонну с такими составами, как, например, ЭР 200-1?
Но вот по пути из Смоленска в Питер на какой-то из станция я встретил современное воплощение РА1.
Спасибо за интерес к этой статье. На канале есть статьи про Санкт-Петербург. Комментарии и репосты приветствуются, не забываем про лайки)