Здравствуйте, уважаемые читатели! Я продолжаю сравнивать повесть Анатолия Калинина "Цыган" и экранизации. В первой части я писала о чёрно-белом фильме "Цыган":
Во второй - об экранизации 1979 года с таким же названием:
Фильм закончился тем, что Будулая повезли в больницу.
Где-то я читала о том, что по задумке режиссёров и самого автора повести, Анатолия Калинина, продолжения не планировалась. Ну вот закончился фильм так - и всё (даже догадываюсь - почему). Но со всей страны полетели письма телезрителей, которые требовали продолжения картины. В итоге сценарий был написан и в 1985 году вышел четырёхсерийный фильм "Возвращение Будулая". Говорят, что Калинин в этом никакого участия не принимал, поэтому общего с оригиналом у картины очень мало. Даже в заголовке написано "по мотивам", всё честно.
Тем не менее, всё равно сравним эту экранизацию и оригинал. Давайте сначала вкратце вспомним киноленту.
"Возвращение..." начинается с того места, на котором закончился "Цыган" - от больницы. Затем проходит несколько месяцев (вроде полгода) и цыгана выписывают. Он потерял память, но стёрлось ровно то, что было после войны (17 лет после победы), а вот саму войну помнит очень хорошо. Ему постоянно слышатся крики, голоса, они его тревожат, он пытается заткнуть уши и убежать. Единственный, кто чётко встаёт перед глазами - это лысый каратель (про него я упомянула во второй части).
Собственно, на этом построена одна из сюжетных линий всего фильма: выслеживание и поимка лысого и его ребяток. Тем более, они много всего натворили уже и в наше время. Причём Будулаю в разоблачении и задержании банды помогут его фронтовые друзья.
Вторая линия (вернее, основная) - это, конечно же, долгий путь к Клавдии и сыну. Память к Будулаю вернётся. Есть в связи с этой амнезией несколько очень эмоциональных и пронзительных моментов. Если (вдруг) вы "Возвращение Будулая" ещё не смотрели и если вы - эмпат, то запасайтесь платочками, когда решите посмотреть.
В общем, всё закончится хорошо. Положительные герои получают своё, отрицательные - своё.
А теперь поговорим о различиях между книгой и киноверсией. Итак...
Будулая нашли Шелоро и Егор. Только отвезли они его не в больницу, а... к Мише и Насте домой. Причём там все события собраны сразу в кучу: Миша поехал отвозить Настю в роддом, а когда вернулся, увидел нежданчик в виде цыгана, который ему торжественно вручили. Когда Будулай немного отлежался, Миша сразу попросил его на выход (здесь сходство с фильмом).
Ну а дальше происходят совсем удивительные вещи: Ваня (это сын Будулая) прибывает к матери в гости на несколько дней и по каким-то своим делам идёт в лес. И там - внимание! - находит в землянке Будулая. Естественно, отец парня не помнит, но Ваня-то цыгана узнал. Посему Иван приводит Будулая домой и поселяет вместе с матерью (которую Будулай тоже не вспомнил). Соответственно, они общаются исключительно как соседи, на "Вы".
Чуть позже Тимофей Ильич Ермаков дает цыгану работу— теперь Будулай стал вроде егеря. Постоянно пропадает в лесу на том берегу реки, а уж с приходом сезона купания — тем более. Следит за порядком и ловит браконьеров. То есть, с Клавдией он особо и не видится.
Еще чудесатее обстоят дела с парой Настя-Миша. Настя решила узнать, по чьей вине пострадал Будулай и уехала в Ростов. Там сняла комнату в квартире у Тамилы (так получилось) и там же училась на заочном, хотела стать юристом. Девушка копала-копала, искала-искала, да и нашла. Каким-то образом она вышла на ребят Тамилы, но сделать ничего не успела, потому что они её... "убрали". Да, вот такой неожиданный поворот сюжета...
Миша, муж Насти, начинает выслеживать тех, кто сделал его вдовцом. Так как мужчина работает водителем, то частенько проезжает мимо дома Катьки и заезжает к ней и её дочке в гости.
Здесь для тех, кто не в курсе, вкратце объясню эту ситуацию: Катька Аэропорт - мать-одиночка. В фильме она вроде как сошлась с военным, от которого и родила девочку, а в повести Катька родила неизвестно от кого. Екатерина и Настя, жена Миши, вместе лежали в роддоме. Только у Кати всё прошло хорошо, а Настя ребёнка потеряла. В какой-то момент у Кати случился нервный срыв и она хотела свою дочь отдать Насте с Мишей. Правда, потом передумала. Всё это есть и в книге, и в фильме.
Так вот, Миша к ним сначала ездит вроде просто так, в процессе слежки за ребятами Тамилы, а потом автор нам как бы намекает, что Миша уже стал заезжать к "девчонкам" специально. В общем, кто как среди читателей нафантазирует, так и будет.
Идём дальше.
Развязка происходит в лесу, где работает Будулай. Михаил на своем самосвале скидывает машину Тамилы и её верных рыцарей в реку. Ребятки тонут, а Тамилу спасает лично егерь, он же Будулай. И при виде этой женщины к Будулаю возвращается память. О, как!
Потом, конечно, была встреча с Клавдией, радость, любовь. Правда, здесь автор поскупился на описание, всё больше с намёками. Клавдия, забеспокоившись тем, что цыган давно не появлялся, поехала на тот берег реки сама. А дальше вскользь рассказывается о том, что стали они там жить вместе.
Если вы подумали, что это счастливый конец истории, то очень глубоко ошиблись. Дело в том, что самых последних главах откуда-то взялась молодая цыганка. И выяснилось вдруг, что это... дочь Будулая. Что его жена не погибла, она жива, но слепая.
А кто там решил, что Ваня — сын Будулая? Нууу, не знаем, нам же сказали, что это так, мы и поверили. А оно вон оно чё (это примерные размышления людей из книги).
И Будулай с Клавдией расстались. Он ушел к жене, Клава осталась одна. Все...
Знаете, дело даже не в том, что я читала книгу уже после знакомства со второй частью фильма, поэтому не восприняла такое окончание оригинала. Нет. Просто как-то все невпопад в конце расписано. Нелогично, что ли. Зачем здесь нужна дочь? Почему не оставить Клавдии права на счастье? Для чего вообще тогда нужно было все это затевать — приход Будулая, знакомство с Ваней, уход, бесконечное ожидание, возвращение? Для чего расписывать подробно все эти перипетии и заставлять читателей переживать за судьбы главных героев?
У меня осталось ощущение, что автор книги уже так устал от своих героев, что быстро закончил тем, что пришло в голову (повесть достаточно объёмная, да и читается тяжеловато). А может, он просто "отомстил" Клавдии за её не очень хороший характер?
В общем, для меня фильм "Возвращение Будулая" считается показателем. В хорошем смысле. Мало того, что сыграли великолепно все актёры, здесь налицо, как выяснилось, и прекрасная работа сценаристов. Ну а про замечательную музыку можно вообще ничего не говорить, она после фильма стала жить отдельной жизнью.
Кто не смотрел, посмотрите финальные кадры возвращения цыгана. Кто смотрел - просто насладитесь этим эпизодом еще раз:
На сегодня у меня всё, в следующей статье напишу о третьей экранизации "Цыгана", снятой в 1993 году.
До скорой встречи)))
Заходите на мой сайт: Kinotravel.ru