Книга Бытия, Глава 2, стихи 20-25, Глава 3, стихи 1-20
20 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.
21 И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.
22 И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.
23 И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего].
24 Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть.
25 И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.
Глава 3
01 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
02 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,
03 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
04 И сказал змей жене: нет, не умрете,
05 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
06 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.
07 И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.
08 И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.
09 И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты?
10 Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.
11 И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?
12 Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.
13 И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.
14 И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;
15 и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.
16 Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.
17 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;
18 терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;
19 в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.
20 И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих.
Начало отрывка навевает на меня мысли о клонировании... И если на время представить, что моя жена - мой клон, то становится понятно, почему я вижу в этом клоне так много изъянов и так этот клон люблю. Однако же, думаю, здесь совсем другое имелось в виду. Количество ребер у мужчины и женщины одинаковое.
Речь была о том, что из всего многообразия зверей не нашлось взаимопонимания ни с одним из них (даже с шимпанзе). Человек мог найти настоящую помощь только в человеке. Причем в жене. Иногда современный мир ставит под сомнение роль мужа и жены в семье. Но как мне кажется, по замыслу (согласно Бытию), все должно быть просто - мужчина прославляет Бога, а женщина помогает ему в этом. И проблема формулировок тут не в том, что мужчина слишком немощен, чтобы исполнить предназначение без женщины, а женщина настолько слаба, что может быть только в роли помощника, совсем нет. Это больше похоже на командную игру. Например, футбол. Задача вратаря - защитить ворота. задача нападающего - забить гол в чужие. Зачастую в центре игры становятся как раз голеодоры, а игра вратаря может быть немного откинута на второй план, потому что у соперника не было моментов. Но ведь вполне вероятно, что моментов не было как раз из-за грамотных действий обороны, и возможно, действия были скоординированы как раз вратарем.
Занятно, что были наги и не стыдились. Да мы тогда даже смерти не знали, чего уж... С точки зрения быта тоже есть интересное решения - отлепиться от родителей и прилепиться к жене. Уверен, что речь тут не о том, что будет ухаживать за человеком посредством стирки/глажки/готовки/уборки, а скорее о векторе развития. Жизнь с родителями оставляет нас с данным изначально, в то время как жизнь с женой позволяет нам двигаться дальше.
При обличении Адама очень лихо переводятся стрелки: Адам на Бога и жену, жена - на змея. А змею без разницы особо, он своего добился - очень умелые приемы для манипуляции он выбрал, надавил на самое драгоценное. Христос несколько позже эти попытки манипулировать на корню пресечет и покажет пример истинной верности Отцу. А сейчас - Бог в гневе. Он расстроен поведением своих созданий. И только после всего этого у жены появляется имя - Ева. Мне горько не только насчет неправильного выбора, но и насчет того, как стремительно проходят события... Повествование совсем не балует читателя описанием жизни с Богом. Не знаю, хорошо это или плохо. Узнав, от чего человечество отказалось своим познанием о добре и зле, возможно, было бы только хуже. А не знать - недосказанность чувствуется и здоровое любопытство появляется - "а как это?". Думаю, тут важно снова поставить в центре выбор человека - какие бы блага ему не предложили, он все равно будет стремиться к тому, что нельзя.
А еще можно подумать над тем, что познать добро и зло - это ведь еще не значит начать делать зло, так почему же это познание так неугодно Богу? Может, человек не должен в себе зарываться и копаться с вопросами о добре и зле, а именно жить и наслаждаться жизнью, славя Бога? Можно еще сравнить поступки младенцев и взрослых людей. Если они совершают одинаковые поступки, то спрос будет разный, и дело тут в осознанности. Неосознанное добро кажется милостью у ребенка, а неосознанное зло - неуклюжестью. К тем же поступкам взрослого отношение другое, более серьезное. Тем ценнее добро и тем более усугубляется зло.
Книга пророка Исайи, Глава 3, стихи 1-14
01 Вот, Господь, Господь Саваоф, отнимет у Иерусалима и у Иуды посох и трость, всякое подкрепление хлебом и всякое подкрепление водою,
02 храброго вождя и воина, судью и пророка, и прозорливца и старца,
03 пятидесятника и вельможу и советника, и мудрого художника и искусного в слове.
04 И дам им отроков в начальники, и дети будут господствовать над ними.
05 И в народе один будет угнетаем другим, и каждый - ближним своим; юноша будет нагло превозноситься над старцем, и простолюдин над вельможею.
06 Тогда ухватится человек за брата своего, в семействе отца своего, и скажет: у тебя есть одежда, будь нашим вождем, и да будут эти развалины под рукою твоею.
07 А он с клятвою скажет: не могу исцелить ран общества; и в моем доме нет ни хлеба, ни одежды; не делайте меня вождем народа.
08 Так рушился Иерусалим, и пал Иуда, потому что язык их и дела их - против Господа, оскорбительны для очей славы Его.
09 Выражение лиц их свидетельствует против них, и о грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло.
10 Скажите праведнику, что благо ему, ибо он будет вкушать плоды дел своих;
11 а беззаконнику - горе, ибо будет ему возмездие за дела рук его.
12 Притеснители народа Моего - дети, и женщины господствуют над ним. Народ Мой! вожди твои вводят тебя в заблуждение и путь стезей твоих испортили.
13 Восстал Господь на суд - и стоит, чтобы судить народы.
14 Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного - в ваших домах;
Слово "Саваоф" подчеркивает именно воинственную сущность Бога. Горе тому, против кого будет выступать в данном случае Бог. И тут явно указано, против кого - против тех, у кого на лице написано - "грешен", и он этого не стесняется. Отчасти я и сам такой - я открыто заявляю о своей греховности, это не является для меня личной темой, но вот уж точно я этим не горжусь.
В сегодняшнем отрывке вижу предупреждение переворота мира с головы на ноги, если люди не задумаются о собственной духовности. Юноша над старцем... С возрастом понимаешь, что молодежь обнаглела. А этот отрывок дает понять, что дело не в молодежи - это устройство мира меняется из-за нашего беззакония.
Книга Притчей Соломоновых, Глава 3, стихи 19-34
19 Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом;
20 Его премудростью разверзлись бездны, и облака кропят росою.
21 Сын мой! не упускай их из глаз твоих; храни здравомыслие и рассудительность,
22 и они будут жизнью для души твоей и украшением для шеи твоей.
23 Тогда безопасно пойдешь по пути твоему, и нога твоя не споткнется.
24 Когда ляжешь спать,- не будешь бояться; и когда уснешь,- сон твой приятен будет.
25 Не убоишься внезапного страха и пагубы от нечестивых, когда она придет;
26 потому что Господь будет упованием твоим и сохранит ногу твою от уловления.
27 Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его.
28 Не говори другу твоему: "пойди и приди опять, и завтра я дам", когда ты имеешь при себе. [Ибо ты не знаешь, что родит грядущий день.]
29 Не замышляй против ближнего твоего зла, когда он без опасения живет с тобою.
30 Не ссорься с человеком без причины, когда он не сделал зла тебе.
31 Не соревнуй человеку, поступающему насильственно, и не избирай ни одного из путей его;
32 потому что мерзость пред Господом развратный, а с праведными у Него общение.
33 Проклятие Господне на доме нечестивого, а жилище благочестивых Он благословляет.
34 Если над кощунниками Он посмевается, то смиренным дает благодать.
Немного неожиданно в этот раз читать о том, что мудрость еще и безопасности способствует. Подумал над тем, уж не вечный ли сон тут имеется в виду? А вот слова о сегодняшнем дне как раз правильные. Если уж другу действительно так сильно потребовалась помощь, что он решил к тебе обратиться, то ведь завтрашнего дня для него может попросту не стать. А если мы, отказав в посильной для нас помощи, поспособствуем падению друга - то сами мы разве сможем с этим жить?
Для меня примечательны оговорки, с которыми Соломон призывает нас жить дружно - тебе не делают зла, и ты не делай. Это до прихода в мир Спасителя могло вполне работать, а потом новое учение будет призывать нас вообще безоговорочно не делать зла никому.
Одно становится очевидным - Господь не появится в доме нечестивого, но посетит дом благочестивых. Это вроде и так очевидно, хотелось бы понять, где грань между благочестием и нечестивостью. Можем ли мы сделать что-то больше, чем не ссориться с ближними и не отказывать друзьям в помощи?