Найти тему

Великие – о любви

Любовь – всепроникающая и созидательная сила, недаром сказано: «Бог есть Любовь». Ее великую тайну хранят каменные стены Тадж-Махала, папирус и пергамент, средневековые баллады, полотна эпохи Возрождения, скульптура, стихи, проза! О смысле любви задумывались мыслители всех времен и народов. Сегодня попробуем взглянуть на нее глазами великих. 

Мудрец древнего Востока Омар Хайямписал о любви много и разнообразно, о духовном и чувственном, и в одном из четверостиший (именно так в арабском языке называют его сборники – «Рубаи» или «Рубайат») он проводит различение... Любви и любви:

«Когда к жизни Любовь меня в мир призвала, 

Мне уроки любви она сразу дала, 

Ключ волшебный сковала из сердца частичек 

И к сокровищам духа меня привела».

Одна – сила, энергия и вдохновение жизни, другая – земная практика на жизненном пути человека, ключ к которой – сердце. 

Греческий философ Аристотель имел страсть к классификации. Упорядочил сферы применения человеческого мозга, выделил разделы наук – и перешел к любви. Он выделил 6 ее типов: прагма – нет, не брак по расчету, а союз людей, любящих «головой» – если это возможно. Уважают друг друга, считают партнера лучшим по ряду конкретных параметров, а совместную жизнь – комфортной. Эрос – для такой любви важна не только чувственная и прагматическая сторона – это подлинный интерес к личности человека. Агапэ – любовь, в основе которой жертвенность и терпение. Хорошо, если обоюдные (психотерапевты и зависимые отношения вошли в чат). Кроме этих типов, Аристотель выделял любовь-дружбу, любовь-одержимость, платоническую любовь. Одно слово – энциклопедист. 

Для одного из величайших философов Нового времени Георга Вильгельма Фридриха Гегеля любовь — это дарение и одаривание, и, конечно, даже любовь у него диалектична. Гегель ломает любовью формальную логику: отдаю – становлюсь богаче, а не беднее! Оригинальными размышлениями о любви философ и покорил свою юную возлюбленную, с которой они прожили счастливую жизнь, «призвав в мир» двух сыновей. 

Широту и богатство души, силу, которой Любовь одаривает нас, Федор Михайлович Достоевский описывает так: «Любовью все покупается, все спасается... Любовь такое бесценное сокровище, что на нее весь мир купить можешь, и не только свои, но и чужие грехи еще выкупишь». Ему вторит французский писатель, автор житейского кодекса «Максимы» Франсуа де Ларошфуко: «Пока люди любят, они прощают». Таковы христианские максимы старушки-Европы XVII века – прощение, любовь, Бог. 

В веке XIX-ом русский религиозный философ Владимир Соловьев, известный своей философией Всеединства, писал о «Смысле Любви», Софии – Премудрости Божией и Красоте, которые он считал столпами этого мира. Вообще, если в западноевропейской философии внимание часто уделяют области познания, то этика, мораль, идеальное – основные «оттенки» в палитре русской философии. 

Итак, Соловьев предлагает определение истинной любви – той, «которая не только утверждает безусловное значение человеческой индивидуальности в другом и в себе, но и оправдывает это безусловное значение в действительности, действительно избавляет нас от неизбежности смерти и наполняет абсолютным содержанием нашу жизнь». Вот так любовь и спасает мир: тем, что утверждает каждого для каждого, тем, что спасает души от страха смерти и бездны бессмыслицы. 

Завершаем исчерпывающе, одновременно открывая простор для размышлений (как и подобает китайским мудростям): 

«Любовь – это начало и конец нашего существования. Без любви нет жизни. Потому что любовь есть то, перед чем преклоняется мудрый человек».