Многим родителям знакома такая ситуация: ребенок уставился в гаджет, и не откликается на призыв мамы заняться уроками. В итоге, день походит к концу, а домашняя работа так и не сделана. Но ребенок искренне не понимает, как так, ведь у него было целых 2 часа!
Безусловно, школьникам нашим, живущим в плотном режиме, можно посочувствовать: уроки, секции, домашние задания, везде надо успеть. Поэтому выполнение всех дел контролируется родителями, так как ребята порой не в состоянии это сделать сами: то заиграются, то, наоборот, в спешке собираются на дополнительные занятия, скомкав приготовление уроков. Им, особенно младшим школьникам, трудно объяснить, почему невозможно и погулять, и на тренировку успеть, и с друзьями в гаджетах поиграть, если на все отведена лишь пара-тройка часов. Давайте учить наших детей чувствовать и ценить время.
Навыки ориентировки во времени приобретаются только на основе личного опыта. Поэтому главная задача - дать ребятам возможность его приобрести. Тогда у них сформируется «чувство» времени. Как это сделать правильно? Воспользуемся довольно простыми и действенными советами.
1. Режимные процессы
Дошколята ориентируются во времени за счет последовательных, систематически изменяющихся действий, например, режимных процессов: для детей утро - это период до завтрака, день - время обеда, вечер - время вечерней сказки и приготовления ко сну. Поэтому малышей познакомить с понятием «время» проще всего, используя распорядок, по которому они живут. Главное - взрослые должны все действия строго соблюдать и комментировать, называя временные промежутки: просыпаешься утром, в 8 часов, почисти зубы, оденься и иди завтракать. Подобным образом комментируется весь режим.
2. Измерение часов и минут
В начальной школе ученики готовы к восприятию абстрактных понятий, минуты и часа. Им помогает расписание уроков: прозвенел звонок - это один отрезок времени, закончилась переменка - другой. В этом возрасте полезно организовать деятельность, направленную на измерение часов и минут, например, логические игры на время, чтение на скорость, подготовку к праздникам за 1 неделю, 2 дня и т.д.
3. Песочные часы
При обучении полезно использование различных видов часов, особенно песочных, чтобы проследить, как быстро убегает время. Вот поэтому его надо ценить. Для домашних занятий хорошо приобрести песочные часы с различным временным промежутком: 1 минута, 3 минуты, 5 минут и т.д. Также поможет таймер, то есть прибор, подающий сигнал через заданный временной промежуток. Можно использовать его при организации жизни ребенка: час обеда, пора выполнения домашних заданий, время для прогулки.
4. Дневники успеха
Сейчас становится популярными тайм-менеджменты, помогающие привить чувство времени. Например, детям предлагается вести дневники успеха, то есть фиксировать удачные временные периоды. На психологических сайтах можно найти примерное использование подобного инструментария. Или отлично зарекомендовал себя прием, когда вечером ребенок отмечает в календаре цветным карандашом свои успехи на сегодняшний день. Например, красным цветом обозначить удачу, а коричневым - грустный день и т.д.
5. Планирование
Отлично помогает деткам почувствовать и оценить время планирование дня. Уже в начальной школе ученика легко обучить этому приему, так как заданий пока немного. Главное в этом деле - техника планирования, что очень пригодится в дальнейшей жизни. Чтобы было понятнее, можно изучить с ребенком день какого-нибудь любимого персонажа. Также интересным будет для чада планирование предстоящих выходных, когда можно наметить много разных дел, на которые обычно не хватает времени в будни.
Пример из жизни
Вот, что рассказывает мама дошкольника о таком планировании: «Сын так привык составлять список неотложных дел на день, что, проснувшись, бежит ко мне с вопросом: Чем мы будем сегодня заниматься? Какой у нас план?» Как видно, собственный пример родителей - самый лучший способ правильного отношения ко времени. Кстати, планирование поможет справиться еще с одной проблемой - прокрастинацией (об этом можно прочитать в статье «Как научить детей справляться с прокрастинацией - бичом современности»).
6. Тренажеры по изучению времени
Не надо также забывать, что современные дети на «ты» с гаджетами, поэтому для привития чувства времени можно использовать мобильные приложения. Есть приложения, предназначенные для определенной возрастной категории, поэтому родители легко подберут их для своего чада: онлайн-игры, тренажеры, интерактивные мультики. Обычно они снабжены звуковыми эффектами, увлекательно знакомят с основами часов и предлагают выполнить временные задания. Например, выставить стрелки в соответствии с цифрами или картинками. Для старших ребят предназначены более сложные уровни, например, головоломки и логические игры.
Главная цель родителей - научиться самим и научить детей ценить свое и чужое время. Личности, постоянно и везде опаздывающие, раздражают окружающих. Как правило, они вырастают из детей, которые в детстве не познали ценность времени.
Подписывайтесь на канал, ставьте лайк и поделитесь, как вы обучали своего ребенка чувству времени.
Вам также может быть интересно:
Кричите на своего ребенка? 5 приемов могут помочь удержаться от крика
Как спасти детей от излишнего влияния гаджетов: программы дающие время на настоящую жизнь
«Ваза благодарностей» и ещё 9 традиций, которые помогут сплотить семью