Найти тему
Жилин в читальне

The Last of Us 2 | Шаг за шагом | Часть 4 | Три квадрата

< Часть 3 | Часть 5 >

В прошлой статье мы прошлись экскурсией по Сиэтлу и завершили её в театре. Второй день начинается с пробуждения Элли. Девушка ищет свою подругу и находит её в акушерском отделении театральной подсобки. Пока Элли спала, Дина успела починить найденную радиостанцию и прослушать переговоры ВОФ. Здесь срабатывает маленькая деталь из самого начала игры: Дина много тусовалась с Юджином, который был большим специалистом в электронике, и кое-чему научилась у него. Мелочь, а приятно.

-2

В переговорах ВОФ вдруг всплывает упоминание чужака, на которого тотчас начинают охоту. Девушки считают, что речь о Томми, и имея лишь примерные ориентиры, отправляются на поиски. Вернее, отправляется Элли одна, так как беременность Дины слишком сильно сказывается на её здоровье.

Очень сложно описать красоту Хиллкреста, ограничиваясь лишь цензурными словами.
Очень сложно описать красоту Хиллкреста, ограничиваясь лишь цензурными словами.

Элли прибывает в район Хиллкрест и находит там мою претензию к сюжету игры №2 (главнейшую претензию вы узнаете ещё нескоро). Но на законном втором месте стоит затянутость и, если хотите, филлерность некоторых сцен. Дело в том, что в Хиллкресте не происходит ничего сюжетно значимого, и его можно было бы полностью вырезать, не будь эта локация одной из лучших геймплейных секций.

Да, в конце мы встречаем Джесси – именно за ним охотились бойцы ВОФ, а вовсе не за Томми. И я не считаю этого обаятельного азиата таким уж необходимым персонажем. Скажем, если бы мне предложили выбрать между Джесси и сокращением длительности игры часов этак на пять, я бы без раздумий выбрал сокращение. Я не могу объяснить, насколько Джесси необязательный, не забегая сильно вперёд, так что предлагаю просто запомнить, что такой персонаж есть, и двинуться дальше.

-4

Но поскольку в сюжетном плане у нас простой, можно поговорить про раскрытие мира, благо сама локация именно этому и посвящена. Здесь мы больше узнаём о ВОФ и понимаем, что эти ребята вовсе не святые праведники, сместившими жестокое правительство, а те ещё тоталитарные ублюдки, которых гражданские возненавидели пуще военных. Если федеральные войска просто требовали подчинения, то ВОФ начали сгонять жителей Хиллкреста на стадион, где поместили в условия, близкие к рабским.

Подобное поведение было встречено сильнейшим недовольством, олицетворял которое ОН! Борис Легасов!

Борис Легасов – это такой тёртый калач, ранее чемпион по стрельбе из лука, применивший свои навыки для отстрела заражённых. Уважаемый местными боец открыто противостоял ВОФ, за что поплатилась сперва его дочь, а затем и друзья Бориса, которых ВОФ подчинила своей воле и настроила против мятежного лучника.

Щемись, Бэтмен, в этом мире свой герой!
Щемись, Бэтмен, в этом мире свой герой!

Историю Бориса мы узнаём из множества записок, и это отличная возможность о них поговорить. Записок в игре просто какие-то тонны! За игру можно собрать столько макулатуры, что позавидуют даже студенты СССР. Пишут в этом мире все, начиная с умирающих ноу-неймов и заканчивая грабителями банка. И если ряд записок ещё можно объяснить, например, приказы командования в условиях дефицита раций разумно рассылать в виде писем, то вот зачем беглым членам ВОФ расписывать причины своего дезертирства – непонятно. Кому они это пишут? Друг другу? Да они и так в курсе, почему сбежали.

Очень тяжело поверить в такое количество предсмертных записок, очень тяжело поверить в дневник раненого солдата (который он делит на части и прячет в разных уголках театра). Типа, зачем разбрасываться своими записками?

Борис! Хватить разбрасывать всюду письма! Прояви уважение!
Борис! Хватить разбрасывать всюду письма! Прояви уважение!

Особенно это заметно на примере всё того же Бориса. Мужик переписывается с друзьями Ули и Иоландой, в совокупности они отправляют друг другу 5 писем. И ВСЕ пять мы находим в разных местах. Как такое возможно? Почему все три письма для Бориса оказываются в разных домах? Причём ни один из них не будет домом Бориса, ведь в нём мы тоже побываем. Кто у них там письма разносит? Тони "Пуля-в-зубах"?

-7

Понятно, что разработчики подталкивали нас к исследованию местности и поиску записок по одной - ровная стопка писем в одном комоде нарушила бы эту схему. Но исполнение вышло слишком уж топорным. Есть в игре и чувак, который оставляет записки своему другу Жюлю по ВСЕМУ ГОРОДУ (включая кишащую зомбями подземку).

Уместных документов в первой части The Last of Us было на порядок больше. К тому же в них не чувствовалось такой шаблонности. Значительная часть записок в The Last of Us 2 выполнено по схеме "Ох, как же суров постапок, наверно, сейчас умру. Кстати, вот код от сейфа".

-8

От обилия записок страдает и повествование через окружение. Некоторые игроки сказали, что его нет вовсе, что не соответствует действительности. Ещё в предыдущей статье мы видели расстрелянные колонны и сожжённые танки, в Хиллкресте находим изрисованные плакаты ВОФ и гараж с людьми, жестоко убитыми Борисом. Позже найдём и лагеря сектантов, и больницу, откуда началась эпидемия в Сиэтле и многое другое. Но за грудами бумажек всё это теряется.

Меж тем Элли и Джесси возвращаются в театр, где молодой человек заваливается спать, ещё не зная, что Дина носит от него ребёнка. Элли же получает новую наводку – одна из убийц Джоэла объявилась в больнице, куда Элли и направляется. Ждать пробуждения Джесси она не желает, а потому отправляется одна.

-9

И снова мы бредём несколько часов до цели, не сталкиваясь с сюжетом напрямую. Примечательно то, что нам три или четыре раза напоминают, что мы идём в больницу, но мы каждый раз забываем снова – настолько длинная эта секция. Подобное случалось и в первой части, когда мы тратили уйму времени на поиски аккумулятора для машины, но там подобный пример был, пожалуй, один. The Last of Us 2 грешит подобным на регулярной основе.

-10

Мы много ходит пешком, а игра скупится на телепортацию через затемнения экрана. При первом прохождении я решил, что авторы создают таким образом иллюзию, что мы бродим по настоящему огромному городу, что в итоге подтвердилось в одном из интервью Дракманна. Такая цель и стояла перед разработчиками. Играть, опять же, все эти часы интересно, но сюжету на пользу подобная продолжительность не идёт.

Стоит, наверно, подробнее упомянуть серафитов, с которыми мы впервые сталкиваемся лицом к лицу, и встреча эта оказывается чудесной. Эти партизаны в плащах стреляют в нас из лука и обступают мрачной толпой. Образ у этих ублюдков тот ещё: вместо переговоров они используют свист, так что их безмолвная свора ощущается какими-то нелюдьми. Да и первая стычка с ними происходит в этаких джунглях, где разглядеть сектантов сложнее, чем вьетнамцев на деревьях.

Мы, вроде, и бандитов, и каннибалов уже видели, но даже на их фоне серафиты выглядят жутко.
Мы, вроде, и бандитов, и каннибалов уже видели, но даже на их фоне серафиты выглядят жутко.
-12

Но сколько бы оно ни длилось, а перед нами оказывается больница. Где-то здесь видели нашу главную цель – Эбби. Но сейчас её здесь не оказывается, так что остаётся довольствоваться Норой. Пробравшись в больницу, Элли берёт её на прицел и допрашивает. Нора давит на то, что Джоэл получил по заслугам, что приводит Элли в бешенство. Начинается погоня, заканчивается которая на нижних этажах больницы, где всюду витают споры.

-13

Это крайне брутальный момент: Нора прячется где-то в углу, но Элли, вся такая иммунная, идёт на звук её кашля. Красное аварийное освещение даёт +100500 очков к атмосфере. Нора надышалась спор и собралась поддержать молодёжное движение "Зомбари Сиэтла", но у Элли ещё есть время её допросить. Та отпирается, так что приходится развязать ей язык металлической трубой.

-14

Режиссура и операторская работа просто на высоте. Эта сцена, как и множество других, поставлена просто шикарно.

Здесь Нора выглядит довольно решительной. Страшно представить, что с ней вытворила Элли, раз девчонка-таки заговорила.
Здесь Нора выглядит довольно решительной. Страшно представить, что с ней вытворила Элли, раз девчонка-таки заговорила.

И тут случается знаменитое в узких кругах QTE с тремя квадратиками.

Нередко я натыкался на высказывание, мол, в этом моменте люди клали геймпад на пол и отказывались продолжать игру. Во-первых, зачем? На что они рассчитывали, на альтернативную концовку? Во-вторых, у меня было диаметрально противоположное желание. Я настолько проникся жаждой мщения за Джоэла и разделял эмоции Элли, что хотел немедленно приступить к пыткам, делая паузы между ударами и давая осознать Норе, что её ждёт. Проблема здесь, конечно, в том, что я жестокий больно ублюдок, но при этом я не понимаю, отчего такое массовое милосердие к Норе? То, что мы с ней делаем, даже близко не такое зверское, как то, что мы способны учинить над любым рядовым противником.

Хороший момент, но я не разделяю мнения о его прямо запредельной нарративной ценности.
Хороший момент, но я не разделяю мнения о его прямо запредельной нарративной ценности.

Отсюда же вопросы к реакции Элли, когда она возвращается в театр. Её трясёт, она плачет – сцена всячески намекает на то, что главная героиня сотворила нечто, отчего Матушка-Мораль вышла на пенсию. Она пытала Нору столь бесчеловечно, что та, уже будучи при смерти, выдала свою подругу Эбби. Подразумевается, что игроки должны вообразить такое, что полностью оправдывает состояние Элли, но игра дала нам всего три удара трубой. Это какой-то хлипкий фундамент, чтобы строить на нём фантазии о пытках года. Это тот случай, когда принцип "игрок сам додумает страшнее, чем мы покажем" не работает. Звериная жестокость в The Last of Us 2 воспринимается как обыденность, поэтому удивить чем-то изощрённым было бы неплохо. Оставить основную часть за кадром – это хорошая идея, но распалить воображение было просто необходимо.

-17

А так игроки справедливо жалуются на лудонарративный диссонанс. Многие не понимают, что такого страшного случилось с Элли. Дина помогает ей прийти в себя, и Элли ложится спать, что наконец-то даёт нам возможность пробежаться по флэшбекам.

Но сделаем мы это уже в следующей статье, а пока подписываемся, ставим лайки и заглядываем в группу ВК. Если эта статья наберёт 1 миллион лайков, я сделаю обзоры на все существующие фанфики по Гарри Поттеру, включая турецкие. Всем благ.

< Часть 3 | Часть 5 >

-18