Найти в Дзене
Прекрасное Далёко

Рисунок под масляную живопись. Чем лучше делать предварительный рисунок на холсте.

Любая живопись начинается с рисунка, даже если его нанесли краской и кистью. Чем же лучше рисовать на холсте под масляную живопись? Однозначного ответа здесь нет.

Фото автора. Тяглова Н.В. Подготовительный рисунок гризайль под работу "Весна пришла. Портрет брата". Рисунок карандашом здесь у меня не подошел, и я перешла к рисованию объемами.
Фото автора. Тяглова Н.В. Подготовительный рисунок гризайль под работу "Весна пришла. Портрет брата". Рисунок карандашом здесь у меня не подошел, и я перешла к рисованию объемами.

Я за свою жизнь рисовала на холсте самыми разными материалами. В училище мы делали предварительный рисунок на холсте углем.

Затем закрепляли его лаком для волос «Прелесть» или обводили тонкой кистью контур, стряхивая остальное. Тогда в 80 не было специальных фиксаторов для угля, и лак для волос прекрасно их заменял. Этот вариант рисунка имел большой минус в том, что пачкал холст, а после закрепления лаком, исправить что-либо было невозможно.

Фото автора. Тяглова Н. Учебная постановка. Видно как предварительный рисунок делался кадмием желтым.
Фото автора. Тяглова Н. Учебная постановка. Видно как предварительный рисунок делался кадмием желтым.

На пленэре мы, как правило, рисовали сразу кистью краской одного цвета. Я предпочитала умбру или коричневый. Кто-то делал рисунок ультрамарином. Дочка рисует желтыми или кадмием красным даже на учебных постановках.

Фото автора. Тяглова Н.В. Подготовительный рисунок для "Портрета отца". Предварительно набросок был сделан карандашом, прорисовка кистью акрилом.
Фото автора. Тяглова Н.В. Подготовительный рисунок для "Портрета отца". Предварительно набросок был сделан карандашом, прорисовка кистью акрилом.

Здесь есть несколько нюансов: если рисовать только на разбавителе, он сразу схватывается и стереть темную краску тяжело, и ошибки особо не исправишь. Зато, если рисуешь на тройнике или масле, то неправильные линии легко удалить тряпкой, зато нетрудно смазать и потерять сам рисунок.

Фото автора. Тяглова Н. Учебная постановка. Набросок рисунка сделан кистью, маслом.
Фото автора. Тяглова Н. Учебная постановка. Набросок рисунка сделан кистью, маслом.

Я долгое время рисовала на холсте под масляную живопись обыкновенным карандашом, средней мягкости. Если брать очень мягкий карандаш, он пачкает холст, если твердый - царапает и плохо видно линии.

При работе карандашом обыкновенным ластиком можно спокойно стирать лишние линии, исправляя ошибки. Конечно, я старалась делать легкий и линейный рисунок, чтобы не перегружать поверхность холста. Мне нравилось работать, когда под живопись был рисунок карандашом.

Фото автора. Тяглова Н. В. Первый вариант рисунка карандашом для работы "Весна пришла. Портрет брата".
Фото автора. Тяглова Н. В. Первый вариант рисунка карандашом для работы "Весна пришла. Портрет брата".

Знаю, что некоторые художники выбирают карандаш для рисунка на холсте очень мягкий. Это зависит от личных предпочтений. Я использовала мягкие карандаши только для рисунка под настенную роспись. Мне нравился для этой цели обыкновенный строительный карандаш. Демократичная цена, подходящая мягкость и не жалко потерять.

Но иногда образ, изображаемый на картине, тяжело передать линией. Так было у меня с портретом брата, я никак не могла уловить его характер, пока не решила работать сразу объемами.

Рисунок я делала кистью, гризайлью. Или почти гризайлью, главное было разбить весь портрет по большим объемам. Рисунок я делала тремя красками: неаполитанской желтой, марсом черным и сиеной. Рисовала прозрачно, только большой свет прописала неаполитанской желтой. Сам образ портрета было проще решить именно так.

После того как гризайль просохнет, я начну прописывать детально, наполняя цветом рисунок, выполненный гризайлью.

Когда пишется серьезная картина, то там будет уже другой подход к рисунку на холсте. Делается предварительный картон, где отрабатывается весь рисунок в деталях. Потом с него снимается калька, с помощью которой переносится рисунок на холст.

Чаще же всего художник делает небольшой композиционный эскиз, а потом сразу рисует на холсте. По крайней мере, пейзажи, портреты и несложные композиции проще делать так.

Самый правильный путь – это попробовать все варианты материалов для рисунка под живопись. Определить, каким вам удобнее рисовать, но не останавливаться только на одном материале.

Надеюсь, вам будет полезна мая статья. С удовольствием отвечу на все вопросы и комментарии.