Найти в Дзене
Болливуд Ретро

Бимал Рой: гений, который помог расцвести нескольким талантам

Бимал Рой уже был признанным режиссером в Калькутте, прежде чем приехал в Мумбаи, чтобы начать второй этап своей карьеры. Рой начинал как оператор, работая под руководством легендарного Праматеша Баруа над такими фильмами, как «Девдас» (1935) и «Мукти» (1937) в бенгальском кино.

Его первый бенгальский фильм «К свету»  (1944) о различиях между богатыми и бедными имел мгновенный успех. Фото - https://clck.ru/TofDS
Его первый бенгальский фильм «К свету» (1944) о различиях между богатыми и бедными имел мгновенный успех. Фото - https://clck.ru/TofDS

В начале 1950-х Рой переехал в Мумбаи вместе с другими артистами: Ришикешем Мукерджи, Набенду Гхошем, Аситом Сеном. Дочь Роя, Ринки, называет это его «второй миграцией».

Первый раз он был вынужден покинуть дом своей семьи в Суапуре, Восточная Бенгалия, в 1930 году и перебраться в Калькутту после того, как после смерти отца они обеднели и потеряли поместье.

Роя пригласили в Мумбаи, чтобы снять свой первый фильм на хинди «Любовь матери» (1952) с Лилой Читнис, Бхаратом Бхушаном и Насиром Хуссейном в главных ролях.

Несмотря на мелодраматичность, фильм приняли очень хорошо. Сценарий написал Набенду Гхош. Фото - https://clck.ru/TofBA
Несмотря на мелодраматичность, фильм приняли очень хорошо. Сценарий написал Набенду Гхош. Фото - https://clck.ru/TofBA

В 1953 году Рой снял два фильма: неореалистический «Два бигха земли» и адаптацию «Замужней женщины». Первый стал визитной карточкой хинди-кино и принес Рою международное признание, а также приз на Каннском кинофестивале в 1954 году. Он также стал лауреатом первой премии Filmfare за лучший фильм и лучшую режиссуру.

Для «Замужней женщины» Рой воссоединился с друзьями из Калькутты, чтобы собрать самую точную экранизацию романа.

Продюсером выступил эмигрант из Калькутты Ашок Кумар (он же сыграл главную мужскую роль), а роль Лалиты исполнила Мина Кумари. Рой работал над сценарием фильма с Аситом Сеном и Набенду Гошем, в то время как Ришикеш Мукерджи был его редактором.

Бимал Рой, Сучитра Сен и Дилип Кумар на съемках фильма "Девдас" (1955) - https://clck.ru/TofFE
Бимал Рой, Сучитра Сен и Дилип Кумар на съемках фильма "Девдас" (1955) - https://clck.ru/TofFE

По словам Ринки Рой, ее отец:

«всегда хотел вернуться в Бенгалию, поскольку был бенгальцем до кончика пальцев и в Мумбаи чувствовал себя чужим, но понимал, что возвращаться нет смысла».

В то время бенгальская киноиндустрия находилась в упадке. Рой позвал с собой друзей и их семьи. Интересно, что режиссёр так и не удосужился выучить хинди. Он понимал этот язык, но говорил только на бенгальском.

Все его сценарии и диалоги писались его другом Набенду Гхошем только на бенгали. Помимо «Неприкасаемой» (1959) и «Заключенной» (1963), Гхош был автором почти 40 романов и рассказов, получивших несколько наград.

"Заключенная" (1963) - драма Бимала Роя с Дхармендрой и Нутан в главных ролях. Фото - https://clck.ru/TofWm
"Заключенная" (1963) - драма Бимала Роя с Дхармендрой и Нутан в главных ролях. Фото - https://clck.ru/TofWm

Все друзья и коллеги Бимала были знаменитыми и отмеченными наградами режиссерами.

Ришикеш Мукерджи помогал Рою в качестве режиссера и работал редактором многих его фильмов, прежде чем снять собственный проект «Путешественник» в 1957 году.

Оператор Камал Бозе снял многие классические произведения Роя в черно-белом и цветном исполнении. Бозе пять раз выигрывал премию Filmfare как лучший оператор, что является рекордом в этой категории.

Знаменитый композитор Салил Чоудхури участвовал в таких фильмах Роя, как «Мадхумати» (1958) и «Любовные письма» (1962), за которые получил премию Filmfare как лучший композитор и лирик.

Бимал Рой с Раджем Капуром -  https://clck.ru/TofhN
Бимал Рой с Раджем Капуром - https://clck.ru/TofhN

Асит Сен был опытным оператором, помощником Роя, а также помогал ему со сценариями. Он стал режиссером в 1956 году и получил премию Filmfare за лучшую режиссуру фильма «Путешествие» (1971) с Раджешем Кханной и Шармилой Тагор в главных ролях.

Бимал Рой и его друзья часто работали над фильмами друг друга, и их идеи и опыт во многом помогли создать те шедевры, которыми мы наслаждаемся сегодня.

Друзья, все статьи о культовых режиссерах, объединены под тэгом #режиссеры bollywoodtime

Подписывайтесь на него и читайте новые статьи. Спасибо, что вы со мной ♥