Мой текст, возможно , не "откроет Америку", возможно, покажется вторичным, но это ещё раз будет подтверждением слов, вынесенных в заголовок.
Собственно говоря, и в литературе ничего не ново и все уже сказано, но сотни авторов продолжают говорить с нами, читателями, о том, что "прорастает в душе" и "рвется наружу", о том, что волнует и заставляет творить.
Эта крылатая фраза - цитата из стихотворения Н.М. Карамзина (1766- 1826) «Опытная Соломонова мудрость, или Выбранные мысли из Екклезиаста» (1797).
Николай Михайлович Карамзин больше известен как историк, но и поэтическое творчество было ему не чуждо.
"Ничто не ново под луною:
Что есть, то было, будет ввек.
И прежде кровь лилась рекою,
И прежде плакал человек,
И прежде был он жертвой рока,
Надежды, слабости, порока."
Интересующее нас выражение, позже трансформировавшееся в "ничто не вечно под луной", основано на библейском высказывании из книги Екклезиаста, гл. 1, ст. 9, 14, где она указана как "нет ничего нового под солнцем". Авторство приписывается мудрому царю Соломону, хотя это предположение оспаривается исследователями.
Если в Библии образ солнца несёт свет при общем достаточно депрессивном настрое текста, то у Карамзина луна олицетворяет некую инфернальность бытия: в приведенных поэтом образах положительная семантика лишь у слова "надежда". Луна отождествляется с ночью, тайной, загадкой, она скрывает и утаивает. "Не ново", то есть уже было, случалось, и все последующее есть повторы и вариации. А вот "не вечно" означает, что все "преходяще", суетно.
Повторюсь: в литературе тоже все "не ново". Каждый писатель говорит свое об одном и том же. Все темы условно можно свести к глобальным "человек и человек" и "человек и природа". А все сюжеты - к четырем, выделенным Хорзе Луисом Борхесом в коротком эссе "Четыре цикла".
Борхес, на мой взгляд, неподражаем, парадоксален и лаконичен. Рекомендую собрание сочинений в 3-х томах ( у меня один том безнадежно "зачитали").
"Историй всего четыре. Одна, самая старая – об укрепленном городе, который штурмуют и обороняют герои. Защитники знают, что город обречен мечу и огню, а сопротивление бесполезно; самый прославленный из завоевателей, Ахилл, знает, что обречен погибнуть, не дожив до победы". Думаю, здесь уместно вспомнить хронотоп города, выделенный М М. Бахтиным.
"Вторая, связанная с первой, – о возвращении. Об Улиссе, после десяти лет скитаний по грозным морям и остановок на зачарованных островах приплывшем к родной Итаке, и о северных богах, вслед за уничтожением земли видящих, как она, зеленея и лучась, вновь восстает из моря, и находящих в траве шахматные фигуры, которыми сражались накануне". Это и возвращение к самому себе, это история о блудном сыне, вернувшимся в отеческий дом.
"Третья история – о поиске. Можно считать ее вариантом предыдущей". Поиски золотого руна или поиски Грааля, путь за белым китом, поиски счастливого и многое другое.
"Последняя история – о самоубийстве бога. Атис во Фригии калечит и убивает себя; Один жертвует собой Одину, самому себе, девять дней вися на дереве, пригвожденный копьем; Христа распинают римские легионеры".
"Историй всего четыре. И сколько бы времени нам ни осталось, мы будем пересказывать их – в том или ином виде".
Так что "ничто не ново под луной".