Найти в Дзене

Крестоносцы

Оглавление

Образ рыцарей без страха и упрека, настойчиво продвигаемый западными I литературой и кинематографом, в русском сознании не слишком прижился.

И это понятно. Фильм «Александр Невский» видели все, и словосочетание «псы-рыцари» до сих пор вполне устойчиво в нашем языке. Тем не менее без крестоносцев история Европы была бы совершенно иной.

Возникновение орденов

История рыцарей уходит корнями во времена Римской империи. Нас, однако, интересуют не столько они, сколько крес­тоносцы, объединенные в духовно-рыцар­ские ордена с благословения католической церкви и под ее неусыпным контролем.

Собственно, католическая церковь и явля­лась главным инициатором возникновения крестоносцев. Причин этому было две.

Первая — завоевательные походы турков-сельджуков, которые были

мусульманами и, покорив Ближний Восток, вторглись в Малую Азию, на христианские территории Византии. Да так удачно, что почти всю ее захватили. А в 1071 году под их власть попал Иерусалим со всеми сво­ими христианскими ценностями. Надо ли говорить, что никакого почтения сельджуки к христианской вере не испытывали? Бо­лее того, христиан они убивали направо и налево, насильно заставляли переходить в ислам, храмы разрушали.

Перед Священной Римской империей, в которую тогда была объединена Запад­ная Европа, остро встал вопрос защиты единоверцев. Гроба Господня и родины христианства. Так возникла идея Крес­товых походов.

Вторая причина—политическая борьба тогдашнего римского папы Григория VII с императором Священной Римской импе­рии Генрихом IV. Как и всякая полити­ческая борьба, это была борьба за власть. Европейские рыцари, как профессиональные войны, элита, являлась важнейшим инструментом в этой борьбе. До этого они полностью поддерживали власть светскую ,воюя на стороне своих сюзеренов-герцогов и королей. Теперь же, когда призыв матери церкви к походу против врагов веры достиг каждого христианина, ситуация изменилась. Одно дело воевать за деньги подчиняясь вассальному договору, и совсем другое-сражаться за веру. Тут личные интересы отступают на второй план. Рыцарские сердца загораются бла­городным огнем, они нашивают на свои плащи кресты, объединяются в ордена и уже не под светским, а под церковным ру­ководством отправляются на завоевание Святой земли. В полной уверенности, что дело их правое и угодное Богу. “Deus vuIt! (Этого хочет Бог!)» — восклицали первые крестоносцы. Позже эти слова стали де­визом рыцарского ордена Святого Гроба Господнего Иерусалимского, основанного в 1099 году и существующего посей день.

Цели и устройство

Как уже говорилось, главной целью ры­царских орденов являлась воинская защита христиан и христианских ценностей в самом

широком смысле слова. Кроме этого—по­

мощь больным и раненым (больше всего этим занимался орден госпитальеров). Ор­денов было довольно много, десятки. Самые известные и могущественные: орден тамп­лиеров (они же храмовники, или Орден бед­ных рыцарей Христа); госпитальеров (или иоаннитов, полное название Орден бра­тьев иерусалимского госпиталя св. Иоан­на Крестителя) и тевтонский орден, также доживший до нашего времени.

Рыцарские ордена, хотя формально и считались монашескими ,но и отличались чисто монашеских — к примеру, от тех же доминиканцев, францисканцев, бернар­динцев или кармелитов. В первую очередь статусом их членов и целями. Монашес­кие ордена основывались исключительно посвятили себя служению Богу, приняли монашеский постриг, ушли от мира. Цель монашеских орденов, как и всей христианской церкви, —спасение душ, а так же помощь страждущим и обездоленным. При этом те же тамплиеры были и монахами, и воинами, а для члена тевтонского ордена монашеское звание не являлось Далее. Католическая церковь никог­да не была нищей. И рыцарские ордена, которые создавались под ее эгидой, так­же не бедствовали. Хотя бы потому, что крестоносцами и членами тех или иных орденов являлись аристократы, дворяне.

Да, часто это были младшие безземельные сыновья баронов, которым не досталось наследства, но тем больше им хотелось добыть в бою славу и золото, не забывая при этом, конечно, благородных целей защиты христианского мира. Рыцар­ские ордена владели землями, замками, крестьянами (о легендарных богатствах тамплиеров не слышал только ленивый).

Возглавлял орден Великий магистр, или гроссмейстер, который подчинялся непо­средственно римскому папе и отчитывался

только перед ним. В каждом рыцарском ордене имелся свой устав, а для того, что­бы из неофита стать полноправным чле­ном ордена—братом-воином, нужно было

пройти обряд посвящения. Как и в любой серьезной организации, в рыцарских ор­денах крестоносцев существовала строгая иерархия. Ниже Великих магистров стояли командоры (управляющие отделениями ордена в других странах и провинциях) и так далее, вплоть до рядового брата-воина.

Так как основным делом крестонос­цев была война, то и образ их жизни был соответствующий. Профессиональному солдату во все времена приходилось не­легко, а крестоносцы вдобавок часто брали на себя нелегкие монашеские обеты. Так, например, уже не раз упомянутым тамп­лиерам уставом ордена было запрещено прикасаться к женщинам, и даже поцелуй

сына-тамплиера своей матери не одоб­рялся. Из всех женщин мира тамплиеры почитали только одну — Деву Марию.

Государство крестоносцев

Многие рыцарские ордена обладали такой властью и богатством, что, находясь на территориях других государств, явля­лись фактически отдельными государства­ми. Особенно в этой части отличился Тев­тонский орден—те самые «псы-рыцари», которых бил наш святой князь Александр Невский.

Тевтонский орден зародился «под кры­лом» госпитальеров во времена Третьего крестового похода в 1190 году. Его девиз: «•Помогать — Защищать — Исцелять». Но девиз девизом, а реальность реальностью.

Вскоре отделившись от госпитальеров, орден быстро набирал мощь, богатство и влияние и к XIII веку превратился в силу, с которой в Европе приходилось считаться всем. Произошло это при прямом Европе приходилось считаться католической церкви, которая в лице рим­ского папы Гонория III в 1217 году объявила Крестовый поход против языческих прусских племен -всех этих помезан , сассов кульмов и прочих сембов. А чего они ,в самом деле, язычники когда вся Европа в христианская давно? Короче говоря, “ра­зобраться» с пруссами взялся Тевтонский орден и сделал это блестяще. Крестоносцы разбивали прусские племена поодиночке, превращая побежденных в своих союзников и возводя на месте племенных центров свои неприступные замки. Дело шло настолько

успешно, что пруссов даже насильно крес­тить не пришлось — сами попросили. Сна­чала племенная знать, затем все остальные.

Вместе с языческой верой постепенно исчез

и прусский язык — его заменил немецкий.

В 1237 году к тевтонцам присоединились остатки рыцарей-меченосцев, и орден по­лучил власть над Ливонией.

Скажем прямо. История этого государ­ства крестоносцев—сплошная война, кровь и убийства. В том числе христиан. Не только русских православных. Так, в 1308 году в походе на Гданьск, не имеющего никаких религиозных целей, тевтонцами было убито около 10 000 поляков-христиан (почти все население Гданьска) и захвачена Помера­ния. При этом девизом ордена цинично ос­тавались слова: «Неlfеn —Wehren — Heilen» (“Помогать — Защищать — Исцелять»).

Крестоносцы сегодня

Тевтонский орден существует и по сю пору (был упразднен во времена Наполе­оновских войн в 1809 году и восстанов­лен в 1834-м). Также продолжает сегод­ня свою деятельность старейший в мире

орден госпитальеров (иоанниты) — он же Мальтийский орден. К слову, до сих пор по международному праву орден является “государствоподобным образованием» и поддерживает дипломатические отношения со 107 странами. Мальтийцы-госпи­тальеры печатают собственные паспорта, деньги и почтовые марки. И наконец, орден

Святого Гроба Господнего Иерусалимского также дожил до наших дней. Его резиден­ция находится в Риме, а задачи все те же: сохранение и развитие католической веры.