Найти тему

Крымский след белокурой бестии

Оглавление
Миледи - блистательная роль Маргариты Тереховой.
Миледи - блистательная роль Маргариты Тереховой.

“Шарлотта Бэксон, Графиня де ла Фер, Миледи де Винтер, - сказал он, - ваши преступления утомили людей на земле и Бога на небесах. Если вы знаете молитву, произнесите ее, ибо вы осуждены и умрете.”

- Так ли это, добродетельные господа? Десять мужчин объединились, чтобы убить одну женщину, - усмехнулась Миледи. - Жалкие трусы.”

Ах, Франция! О, Россия! Нам только кажется, что мы так далеки друг от друга. На самом же дели всё так связано и переплетено в этом мире, что это совсем не тонкая паутинка, а плотное полотно. Но, как говорится, всё по порядку.

В одной галерее среди картин многих достойных людей можно найти потемневший от времени портрет белокурой женщины, необыкновенно красивой и привлекательной, как смертный грех, которая была тайным агентом кардинала Ришелье.

Миледи - самая злая злодейка романа Александра Дюма” Три мушкетера". Она, Графиня де ла Фер, леди де Винтер, постоянно причиняла вред Д'Артаньяну и его друзьям-мушкетерам, плела интриги и несла с собой смерть. Но в то же время трудно не поддаться чарам этой женщины с клеймом Флер-де-Лис на плече. Ее энергия и интеллект также заслуживают нашего восхищения.

Александр Дюма всегда основывал свою беллетристику на реальных событиях и исторических персонажах. У Миледи тоже есть прототип в реальной жизни. Это была Графиня де ла Мотт, которая в 18 веке была известна как одна из самых известных авантюристок того времени. О ней написано много романов, мемуаров и монографий. Историки считают, что события, связанные с кражей бриллиантового ожерелья Марии-Антуанетты, привели к краху монархии и французской революции. Графиня Де Ла Мотт была непосредственным участником этих событий. А еще она стала главной героиней в другом романе Дюма “Ожерелье королевы”.

Портрет Графини Де Ла Мотт. Ожерелье Марии-Антуанетты.
Портрет Графини Де Ла Мотт. Ожерелье Марии-Антуанетты.

Жанна родилась в 1756 году на северо-востоке Франции, в Бар-сюр-Об. Её отец, Жак де Сен-Реми, был прямым потомком незаконнорожденного сына короля Генриха Второго. После смерти отца семилетняя “бедная сирота из дома Валуа” (как она себя называла) жила на благотворительность. Однажды она сидела с протянутой рукой на улице Парижа и, как обычно, рассказывала прохожим о королевской крови, текущей в её жилах. По какому-то счастливому провидению судьбы богатая Маркиза де Буленвилье проехала мимо Жанны в своей карете и заинтересовалась романтичностью ситуации. Как произошло, что правнучка короля Франциска Первого просит у прохожих милостыню. Маркиза навела справки о родословной девочки, отправила её в пансион, а затем отвезла в дом Буленвилье. Когда Жанна подросла, муж маркизы начал её сексуально домогаться. Не желая “отплатить благодетельнице подлой неблагодарностью”, она покинула дом Буленвилье и поселилась в аббатстве Йерр, близ Парижа, затем в аббатстве Лоншан.

Испытав и тяжелую жизнь нищего, и роскошную жизнь в доме богатой маркизы, Жанна узнала простую истину, которую любила повторять часто: “Есть два способа просить милостыню – у дверей церкви и из кареты.” Конечно, она предпочла второй путь.

Когда Жанне исполнилось 24 года, она вышла замуж за офицера жандармерии Николя Де Ла Мотта. От этого брака Жанна родила мальчиков-близнецов, которые вскоре умерли. Молодая пара жила в провинции, и, по-видимому, дела у них шли очень плохо. В конце 1781 года Николя и Жанна отправились в Париж, пытаясь поймать призрак своего мимолетного счастья.

Жанна Де Ла Мотт.
Жанна Де Ла Мотт.

Отсюда и началась авантюрная судьба Жанны. Она ушла от мужа и познакомилась со многими интересными людьми, многих из которых привлекала эта загадочная провинциалка, умевшая самым выгодным образом представить свой ум и тело. Граф Бьюно писал, подробно описывая её внешность, что у Жанны были “красивые руки” и “голубые глаза, полные выражения”, “её цвет лица был удивительно белым” и “её улыбка была очаровательной”. Но он также отметил, что у неё был “широкий рот”, “слегка вытянутое лицо” и какой-то физический дефект, суть которого трудно понять из-за вычурного стиля автора. Он писал: “По странному стечению обстоятельств, природа, делая свои груди, остановилась на полпути к делу, и существующая половина заставила одного горевать об остальном.” Однако Графиня Де Ла Мотт пользовалась большим успехом у мужчин. Все её современники тоже в один голос говорили, что она очень умна. В Париже Жанна познакомилась с кардиналом де Роганом и графом Алессандро Калиостро, величайшим оккультистом и авантюристом, с которым она за короткое время очень сблизилась. Именно тогда Графиня Де Ла Мотт решила совершить мошенничество с ожерельем из 629 бриллиантов.

Преступление было раскрыто. Вердикт присяжных, состоявших из 64 судей во главе с председателем д'Алигром, был суров для Жанны. Её приговорили к порке, заклеймили как воровку и отправили на пожизненное заключение в тюрьму Сальпетриер. Как писал Дюма о Миледи в своём романе “Три мушкетера”, “эта женщина была заклеймена – эта женщина была отмечена Флер-де-Лис на её левом плече.”

А на плече горит клеймо.
А на плече горит клеймо.

В 1787 году Жанна Де Ла Мотт сбежала из тюрьмы Сальпетриер, соблазнив своего тюремщика, и исчезла где-то в Европе. Четыре года спустя прошёл слух, что она умерла в Лондоне. За два года до своей “смерти” Жанна опубликовала скандальные мемуары, порочащие французскую королевскую семью. Многие исследователи склонны видеть сильную дискредитацию королевской власти как в пламенных речах Жанны Де Ла Мотт при дворе, так и в её мемуарах. И эта дискредитация сыграла свою роль в событиях, приведших к французской революции 1789 года.

Газеты писали, что Жанна Де Ла Мотт умерла 23 августа 1791 года. Но через некоторое время после смерти она была “воскрешена” под именем графини Жанны де Гаше. Сменив имя, она сменила и страну. В 1812 году Жанна стала подданной Российской империи.

Крымский исследователь П. В. Коньков приводит отрывок из мемуаров мадам Берч, из которого следует, что Жанна своим необыкновенным остроумием и обаянием сумела очаровать и озадачить даже русского императора Александра Первого: “На следующий день в назначенный час императору сообщили, что она его ждёт. Он подошёл к графине и сказал: "Вы не та, за кого себя выдаете. Скажите мне своё настоящее имя...” Её получасовая беседа с Александром Первым привела к тому, что она присоединилась к группе Пиетистов, путешествующих по Крыму. Она сделала это не из-за своей религиозной веры, а из-за настойчивой просьбы императора. Это было странное путешествие русских мистиков, новых миссионеров, которые хотели обратить крымских мусульман в христианскую веру.

Жанна Де Ла Мотт.
Жанна Де Ла Мотт.

В августе 1824 года “старуха среднего роста, довольно стройная, в сером суконном рединготе” ступила на землю Крыма.

“Её седые волосы были покрыты чёрным бархатным беретом с перьями. Её лицо не казалось кротким, но было умным и приятным, с живыми сияющими глазами. Она говорила оживлённо и завораживающе на элегантном французском языке".

С конца 1824 года до начала 1825 года Жанна проводила свои дни с княгиней Анной Сергеевной Голицыной в Кореизе. Затем графиня переехала в другое Крымское место - Артек, где поселилась в одном из старейших зданий на побережье. Это был домик, построенный в 17 веке местным обжигателем извести. Позже люди называли это здание “домом дьявола” и “домом Миледи”. Даже сегодня можно услышать истории о призраках, живущих в этом “проклятом доме”.

Жанна умерла 23 апреля 1826 года. Похоронена на армяно-католическом кладбище в Старом Крыму. Её могила была украшена монограммой в стиле рококо, вазой с грубо выполненным орнаментом и небольшим крестом наверху. Тайны графини остались там…

Так закончился земной путь Графини Де Ла Мотт, Миледи, умной и красивой, прелестной и соблазнительной белокурой дьяволицы. Конечно, она была отрицательным персонажем и в книге, и в жизни, но ею трудно не восхищаться!

Дьявольская красота.
Дьявольская красота.