Найти тему

Барин, нянька, друг. Как выстраивать отношения с сотрудниками?

Оглавление

Каждому руководителю рано или поздно предстоит выбрать, как он планирует управлять сотрудниками. Контролировать каждый шаг или, наоборот, доверять во всем? Наказывать прилюдно за малейшие ошибки или прощать все оплошности?

Поговорим о стилях управления персоналом. Их немного, всего три: авторитарный, демократичный и личностно-ориентированный.

1. Авторитарный стиль

Этот стиль управления можно охарактеризовать одной фразой: «Как я сказал, так и будет». Руководитель признает только свое мнение, не допускает отклонений от инструкций и планов, а также соблюдает субординацию. Часто такие боссы не могут доверять сотрудникам.

Плюсы авторитарного стиля:

- Дисциплина. Сотрудники не опаздывают и не допускают ошибок, потому что знают, что за этим последует штраф.

- Прозрачность всех бизнес-задач. Такой начальник всегда знает, что происходит в компании и кто несет ответственность за процессы.

- Стойкость. В ситуации форс-мажора сотрудники не растеряются и будут готовы выполнять приказы начальства без лишних переживаний.

Минусы авторитарного стиля:

- «Старение» коллектива. Чтобы сработаться с таким начальником потребуются годы, а значит, основная часть команды — люди среднего и предпенсионного возраста. Свежих идей в коллективе нет.

- Высокая текучка молодых кадров. Молодым людям, воспитанным в другой системе ценностей, не нравятся такие руководители. Жесткость в управлении и постоянные штрафы отпугивают их.

- Отсутствие развития. Инициатива в таких компаниях наказуема, потому что идеи может предлагать только начальник. В таких условиях люди не будут учиться новому, и не будут предлагать идеи для развития бизнеса.

2. Демократичный стиль

Любимая фраза такого руководителя: «Давайте сделаем это вместе». Считается, что такой стиль управления выбирают молодые руководители, которым важно оставаться «на одной волне» с подчиненными, чтобы не растерять специалистов. Однако в этом случае начальник может столкнуться с тем, что сотрудники перестанут работать, если, конечно, он не озаботился тем, чтобы выстроить в компании иерархию.

Плюсы демократичного стиля:

- Сплоченность коллектива. В таких компаниях комфортно работать, а сотрудники — настоящая команда, у которой есть единая цель. Это хороший фундамент для корпоративной культуры.

- Меньшее число ошибочных решений. Общее обсуждение задач позволяет найти оптимальные варианты их решения и внедрить новые идеи.

- Минимальная текучка. Сотрудники, которые смогли влиться в коллектив, и получают достаточную для себя зарплату, не уйдут из компании.

Минусы демократичного стиля:

- Затягивание рабочих процессов. Если руководитель не будет брать на себя роль шефа и ставить дедлайны, бизнес-процессы замедлятся или остановятся.

- Обесценивание роли руководителя. Для работы с персоналом нужно иметь авторитет в глазах людей. Этого будет сложнее добиться, если вы работаете на равных.

3. Личностно-ориентированный стиль

Этот стиль управления можно охарактеризовать фразой: «Не бойся». Примечательно, что в России среди таких начальников большое количество женщин. Что не удивительно, если принять во внимание тот факт, что прекрасный пол проявляет большую эмпатию к другим. Руководитель этого типа старается найти индивидуальный подход к каждому сотруднику. Но и тут есть свои минусы.

Но пока о плюсах личностно-ориентированного стиля:

- Теплые, глубокие отношения в коллективе. Чем-то похоже на отношения в демократическом стиле, но более «человеческие». Начальник не просто мотивирует персонал, он видит в каждом сотруднике личность и сочувствует ей.

- Отсутствие текучки в коллективе. Этот пункт вытекает из предыдущего. «Человечная» нематериальная мотивация — забота, понимание — могут заставить сотрудника оставаться работать даже несмотря на маленькую заработную плату.

- Один за всех и все за одного. В кризисной ситуации сотрудники будут готовы взять на себя дополнительные задачи, чтобы спасти компанию.

Минусы личностно-ориентированного подхода:

- Затягивание бизнес-процессов слишком понимающими начальниками. Из-за всепрощающего отношения руководителя, сотрудники могут постоянно просить отсрочки, зная, что получат их. Надо брать ситуацию в руки и вводить дедлайны.

- Мягкотелость начальника. Большинство людей, выбирающих личностно-ориентированный подход, люди мягкие. И их легко могут «съесть» подчиненные, которым не так важны эмпатия и сострадание.

В каком из начальников вы себя узнали? Расскажите в комментариях о своем управленческом опыте!