Чикаго – на сегодня один из самых населённых городов США: в нём живут 2,7 млн человек, а агломерация насчитывает более 9 млн жителей. Стоит взглянуть на историю этого города , чтобы понять, как он развивался и как повлиял на города всего мира.
Один из факторов развития Чикаго — его расположение. На месте будущего города в 1674 году организовали миссионерский пост для зимовки, который к 1833 превратился в посёлок с 350 жителями, а спустя всего четыре года получил статус города. В 1840 здесь жили уже 4 тысячи человек.
Расположение между западом и востоком страны сделало Чикаго стал одним из ключевых транспортных узлов в США. Торговле способствовали железная дорога и открытие Мичиганского канала. Город торговал зерном, мясом, в 1960-х в нём открылась биржа , где торговали фьючерсами на мороженую свинину и рогатый скот, а позже – на сельскохозяйственные продукты и мировые валюты. Город стал не только торговым, но и промышленным центром — в начале 1960-х здесь появляются металлургические и деревообрабатывающие заводы.
На внешний облик Чикаго повлияла трагедия – Великий чикагский пожар, который в 1871 году унёс жизни нескольких сотен людей и уничтожил бо́льшую часть города – здания на площади около 8 квадратных километров. Необходимость снова застроить этот город и поддержка людей со всей страны, которые помогали деньгами, одеждой, мебелью и едой, привели к тому, что Чикаго стал одним из самых интересных городов в плане архитектуры.
Лучших архитекторов со всего мира звали в город после пожара. В Чикаго в 1885 году построили первый в мире небоскрёб — 42-метровое здание Home Insurance Building, в конструкции которого использован стальной каркас. Город обогнал Нью-Йорк, где уже стояло 40-метровое здание, не имевшее такого каркаса и, соответственно, не относившееся к небоскрёбам. И город продолжал расти “вверх” и в следующем веке — 1973 построили Уиллис-тауэр, 108-этажный небоскрёб, который почти 25 лет был самым высоким в мире зданием.
Другое событие, ставшее стимулом для развития — Всемирная выставка 1893 года. К тому времени в городе проживали более миллиона человек, а выставка приняла 27 миллионов посетителей за полгода.
Эта выставка лишний раз показывает, как различные события могут влиять на развитие городов. Компания Вестингауза, с которой работал Никола Тесла, выиграла тендер на освещение Всемирной выставки. Проект стал ещё одним шагом к электрическому уличному освещению, которое сегодня для нас стало обыденностью, а тогда было чем-то абсолютно новым, передовым. Выставочный городок в Чикаго по количеству фонарей опережал любой другой город Америки.
С чем же в итоге город вошёл в XXI век?
С 2000 по 2010 годы он потерял 7,1% рабочих мест – это худший результат среди десяти крупнейших городов США. Дефицит городского бюджета достиг $600 млн. Дефицит бюджета городских школ в 2011 году составил $720 млн , и половина учеников не оканчивали обучение. Снова росла преступность. И бороться с ней было некому – в полиции города было 2000 незакрытых вакансий.
При этом город оставался одним из важных транспортных узлов Северной Америки, в нём действуют два крупных аэропорта и железнодорожный хаб. И в нём были 2,7 миллиона жителей – а люди являются главной ценностью в эпоху цифровой трансформации.
Превращение в «умный город» началось с Плана перехода , выпущенного мэром Эмануэлем Рамом, избранным в 2011 году. В 2012 он издал указ об открытых данных в городе , в котором были прописаны такие должности в городских властях, как Chief data officer и Chief information officer, и такие определения, как City of Chicago data portal и Data. Согласно указу, в городе организовывали DOIT – Department of Innovation and Technology , который стал центральной организацией по обеспечению внедрения инноваций.
Инициатива Smart city в Чикаго была направлена на выявление и решение проблем города. Важно при этом использование новых технологий и вовлечение жителей в эти процессы. Целью было создать «город-платформу», гибкую и способную меняться экосистему, позволяющую внедрять новые решения, запускать новые проекты. А для этого город начал работать по трём направлениям.
Инфраструктура
XXI век – время скоростного интернета. С помощью проекта Broadband project была обновлена цифровая инфраструктура. Университеты и организации, парки и общественные места были оснащены доступом в интернет, повысилась доступность интернет-услуг в жилых районах города.
Но интернет не поможет, если не иметь навыков работы с компьютером. Решению этого вопроса была посвящена программа Sustainable Broadband Adoption : компьютерные центры в 5 неблагополучных районах позволяют обучать 11 000 жителей города и сотрудников 500 малых предприятий.
Развитие экономики
«Открытые данные», вокруг которых с самого начала строилась инициатива Smart city в Чикаго, нужны в том числе для того, чтобы разворачивать на существующей платформе новые бизнесы и приложения. Получается что-то вроде маркетплейса, но в масштабах города.
Чтобы обеспечить доступ к данным, в Чикаго запустили несколькопроектов. Площадка Chicago Hearth Atlas агрегирует данные от медицинских организаций в городе, результаты опросов и исследований, позволяющие лучше понять состояние здоровья жителей города. Например, здесь можно узнать расовую принадлежность, пол, количество людей, которые сделали прививку от ВПЧ.
Геолокационная платформа OpenGrid собирает в реальном времени данные от городских служб. Здесь можно узнать об открывающихся компаниях, запросы от жителей в муниципальные службы – например, о том, где закрашивают граффити или где обнаружены животные-вредители. Эта платформа позволила оптимизировать взаимодействие между службами.
Важны не данные, а то, как они используются. В рамках конкурса Illinois Open Technology Challenge разрабатывались новые инструменты для решения проблем. Цель программы — вовлечь власти, местные университеты, некоммерческие организации и предпринимателей в процесс развития города.
Вовлечение жителей
Предпосылки для этого шага были заложены до избрания Рама. В 2007 году был представлен отчёт The City that NetWorks: Transforming Society and Economy Through Digital Excellence . Он содержал рекомендации по развитию города. Среди них – поиск лидеров, которые могут организовать партнёрство жителей и властей для эффективной реализации цифровых возможностей. Эта идея воплотилась в инициативе Smart Chicago Collaborative , которая сейчас называется City Tech .
Чтобы обучить жителей города цифровым компетенциям, в городе запустили проекты Digital Skills и Connect Chicago. Они координируют образовательные процессы и предоставляют сеть из оборудованных компьютерами мест, где жители могут получить доступ к интернету и компьютеру и пройти бесплатное обучение.
Технологии города
Ни одна из технологий, которые используются в Чикаго, не имеет решающего значения. И при этом множество из них можно было бы внедрить отдельно от других. Но главная ценность «города-платформы» – это возможность быстро их внедрять. Поэтому инициатива City Tech объявила город «колыбелью» для новых решений и теперь готова помогать другим городам в развитии.
Чикаго стал первым городом, в котором запустили Array of Things («массив вещей»). Проект называют «фитнес-трекером» для города. Устройства, установленные на фонарных столбах, собирают информацию о чистоте воздуха, климате, трафике – автомобильном, велосипедном и пешеходном, атмосферном давлении, звуках. Проект разработан совместно Чикагским университетом, Аргоннской национальной лабораторией и властями города – всё для того, чтобы лучше понять, обслуживать и улучшать Чикаго.
Это интересный пример сотрудничества между университетами, городом и бизнесом: коммуникационный партнёр проекта – AT&T, технологическую поддержку оказывают Cisco, Microsoft, Schneider Electric, Intel, Motorola Solutions и Zebra Technologies. Также частью проекта было привлечение жителей города – проведён ряд локальных мероприятий, в которых горожане рассказывали о своих проблемах, а учителей обучали интернету вещей, чтобы они делились этим опытом со школьниками.
Для борьбы с вредителями город использует предиктивную аналитику. Система прогнозирует, где мусорные контейнеры будут переполнены. По словам властей города, эффективность борьбы с крысами повысилась на 20%. Сенсоры, установленные на мостах, сообщают службам о замерзании. Также датчики определяют загрязнённость озера Мичиган.
Чтобы избавить горожан от проблем с парковкой, в городе запустили проект ParqEx . Владельцы недвижимости – как торговых центров или офисов, так и частных домов – добавляют имеющиеся парковочные места в сервис, а владельцы автомобилей – бронируют их. Получается что-то вроде Airbnb для автомобилей.
Для обеспечения безопасности по всему городу расставлены камеры, которые находят скопления людей. В командном пункте по прямым трансляциям с камер определяют, нужно ли направлять сотрудников полиции на место.
Проект модернизации освещения Chicago Smart Lighting подразумевает замену 270 тыс. устаревших ламп на современные светодиодные. По словам мэра Эмануэля Рама, этот проект одновременно станет самым крупным по модернизации освещения в стране и решит основную причину, по которой горожане звонят на городской номер неэкстренных вопросов. Такое освещение сэкономит городу 17,8 миллионов кВт⋅ч, этой электроэнергии хватит для 1990 домов.
Читайте продолжение: как Барселона стала умным городом.