Найти тему
Иван Сычев

Чикаго – "умный" город ветров

Оглавление

Чикаго – на сегодня один из самых населённых городов США: в нём живут 2,7 млн человек, а агломерация насчитывает более 9 млн жителей. Стоит взглянуть на историю этого города , чтобы понять, как он развивался и как повлиял на города всего мира.

Один из факторов развития Чикаго — его расположение. На месте будущего города в 1674 году организовали миссионерский пост для зимовки, который к 1833 превратился в посёлок с 350 жителями, а спустя всего четыре года получил статус города. В 1840 здесь жили уже 4 тысячи человек.

Расположение между западом и востоком страны сделало Чикаго стал одним из ключевых транспортных узлов в США. Торговле способствовали железная дорога и открытие Мичиганского канала. Город торговал зерном, мясом, в 1960-х в нём открылась
биржа , где торговали фьючерсами на мороженую свинину и рогатый скот, а позже – на сельскохозяйственные продукты и мировые валюты. Город стал не только торговым, но и промышленным центром — в начале 1960-х здесь появляются металлургические и деревообрабатывающие заводы.

На внешний облик Чикаго повлияла трагедия – Великий чикагский пожар, который в 1871 году унёс жизни нескольких сотен людей и уничтожил бо́льшую часть города – здания на площади около 8 квадратных километров. Необходимость снова застроить этот город и поддержка людей со всей страны, которые помогали деньгами, одеждой, мебелью и едой, привели к тому, что Чикаго стал одним из самых интересных городов в плане архитектуры.

Лучших архитекторов со всего мира звали в город после пожара. В Чикаго в 1885 году построили первый в мире
небоскрёб — 42-метровое здание Home Insurance Building, в конструкции которого использован стальной каркас. Город обогнал Нью-Йорк, где уже стояло 40-метровое здание, не имевшее такого каркаса и, соответственно, не относившееся к небоскрёбам. И город продолжал расти “вверх” и в следующем веке — 1973 построили Уиллис-тауэр, 108-этажный небоскрёб, который почти 25 лет был самым высоким в мире зданием.

Home Insurance Building
Home Insurance Building

Другое событие, ставшее стимулом для развития — Всемирная выставка 1893 года. К тому времени в городе проживали более миллиона человек, а выставка приняла 27 миллионов посетителей за полгода.

Эта выставка лишний раз показывает, как различные события могут влиять на развитие городов. Компания Вестингауза, с которой работал Никола Тесла, выиграла тендер на освещение Всемирной выставки. Проект стал ещё одним шагом к электрическому уличному освещению, которое сегодня для нас стало обыденностью, а тогда было чем-то абсолютно новым, передовым. Выставочный городок в Чикаго по количеству фонарей опережал любой другой город Америки.

Электрическое освещение на Всемирной выставке 1893 года в Чикаго
Электрическое освещение на Всемирной выставке 1893 года в Чикаго

С чем же в итоге город вошёл в XXI век?

С 2000 по 2010 годы он потерял 7,1% рабочих мест – это худший результат среди десяти крупнейших городов США. Дефицит городского бюджета достиг $600 млн. Дефицит бюджета городских школ в 2011 году составил $720 млн , и половина учеников не оканчивали обучение. Снова росла преступность. И бороться с ней было некому – в полиции города было 2000 незакрытых вакансий.

При этом город оставался одним из важных транспортных узлов Северной Америки, в нём действуют два крупных аэропорта и железнодорожный хаб. И в нём были 2,7 миллиона жителей – а люди являются главной ценностью в эпоху цифровой трансформации.

Превращение в «умный город» началось с
Плана перехода , выпущенного мэром Эмануэлем Рамом, избранным в 2011 году. В 2012 он издал указ об открытых данных в городе , в котором были прописаны такие должности в городских властях, как Chief data officer и Chief information officer, и такие определения, как City of Chicago data portal и Data. Согласно указу, в городе организовывали DOIT – Department of Innovation and Technology , который стал центральной организацией по обеспечению внедрения инноваций.

Инициатива Smart city в Чикаго была направлена на выявление и решение проблем города. Важно при этом использование новых технологий и вовлечение жителей в эти процессы. Целью было создать «город-платформу», гибкую и способную меняться экосистему, позволяющую внедрять новые решения, запускать новые проекты. А для этого город начал работать по трём направлениям.

Инфраструктура

XXI век – время скоростного интернета. С помощью проекта Broadband project была обновлена цифровая инфраструктура. Университеты и организации, парки и общественные места были оснащены доступом в интернет, повысилась доступность интернет-услуг в жилых районах города.

Но интернет не поможет, если не иметь навыков работы с компьютером. Решению этого вопроса была посвящена программа
Sustainable Broadband Adoption : компьютерные центры в 5 неблагополучных районах позволяют обучать 11 000 жителей города и сотрудников 500 малых предприятий.

Один из центров обучения цифровым навыкам в Чикаго
Один из центров обучения цифровым навыкам в Чикаго

Развитие экономики

«Открытые данные», вокруг которых с самого начала строилась инициатива Smart city в Чикаго, нужны в том числе для того, чтобы разворачивать на существующей платформе новые бизнесы и приложения. Получается что-то вроде маркетплейса, но в масштабах города.

Чтобы обеспечить доступ к данным, в Чикаго запустили несколькопроектов. Площадка
Chicago Hearth Atlas агрегирует данные от медицинских организаций в городе, результаты опросов и исследований, позволяющие лучше понять состояние здоровья жителей города. Например, здесь можно узнать расовую принадлежность, пол, количество людей, которые сделали прививку от ВПЧ.

Геолокационная платформа
OpenGrid собирает в реальном времени данные от городских служб. Здесь можно узнать об открывающихся компаниях, запросы от жителей в муниципальные службы – например, о том, где закрашивают граффити или где обнаружены животные-вредители. Эта платформа позволила оптимизировать взаимодействие между службами.

Важны не данные, а то, как они используются. В рамках конкурса
Illinois Open Technology Challenge разрабатывались новые инструменты для решения проблем. Цель программы — вовлечь власти, местные университеты, некоммерческие организации и предпринимателей в процесс развития города.

Вовлечение жителей

Предпосылки для этого шага были заложены до избрания Рама. В 2007 году был представлен отчёт The City that NetWorks: Transforming Society and Economy Through Digital Excellence . Он содержал рекомендации по развитию города. Среди них – поиск лидеров, которые могут организовать партнёрство жителей и властей для эффективной реализации цифровых возможностей. Эта идея воплотилась в инициативе Smart Chicago Collaborative , которая сейчас называется City Tech .

Чтобы обучить жителей города цифровым компетенциям, в городе запустили проекты Digital Skills и Connect Chicago. Они координируют образовательные процессы и предоставляют сеть из оборудованных компьютерами мест, где жители могут получить доступ к интернету и компьютеру и пройти бесплатное обучение.

Технологии города

Ни одна из технологий, которые используются в Чикаго, не имеет решающего значения. И при этом множество из них можно было бы внедрить отдельно от других. Но главная ценность «города-платформы» – это возможность быстро их внедрять. Поэтому инициатива City Tech объявила город «колыбелью» для новых решений и теперь готова помогать другим городам в развитии.

Чикаго стал первым городом, в котором
запустили Array of Things («массив вещей»). Проект называют «фитнес-трекером» для города. Устройства, установленные на фонарных столбах, собирают информацию о чистоте воздуха, климате, трафике – автомобильном, велосипедном и пешеходном, атмосферном давлении, звуках. Проект разработан совместно Чикагским университетом, Аргоннской национальной лабораторией и властями города – всё для того, чтобы лучше понять, обслуживать и улучшать Чикаго.

Это интересный пример сотрудничества между университетами, городом и бизнесом: коммуникационный партнёр проекта – AT&T, технологическую поддержку оказывают Cisco, Microsoft, Schneider Electric, Intel, Motorola Solutions и Zebra Technologies. Также частью проекта было привлечение жителей города – проведён ряд локальных мероприятий, в которых горожане рассказывали о своих проблемах, а учителей обучали интернету вещей, чтобы они делились этим опытом со школьниками.

-4

Для борьбы с вредителями город использует предиктивную аналитику. Система прогнозирует, где мусорные контейнеры будут переполнены. По словам властей города, эффективность борьбы с крысами повысилась на 20%. Сенсоры, установленные на мостах, сообщают службам о замерзании. Также датчики определяют загрязнённость озера Мичиган.

Чтобы избавить горожан от проблем с парковкой, в городе запустили проект
ParqEx . Владельцы недвижимости – как торговых центров или офисов, так и частных домов – добавляют имеющиеся парковочные места в сервис, а владельцы автомобилей – бронируют их. Получается что-то вроде Airbnb для автомобилей.

Для обеспечения безопасности по всему городу расставлены камеры, которые находят скопления людей. В командном пункте по прямым трансляциям с камер определяют, нужно ли направлять сотрудников полиции на место.

-5

Проект модернизации освещения Chicago Smart Lighting подразумевает замену 270 тыс. устаревших ламп на современные светодиодные. По словам мэра Эмануэля Рама, этот проект одновременно станет самым крупным по модернизации освещения в стране и решит основную причину, по которой горожане звонят на городской номер неэкстренных вопросов. Такое освещение сэкономит городу 17,8 миллионов кВт⋅ч, этой электроэнергии хватит для 1990 домов.

Улица Чикаго после установки «умного» освещения
Улица Чикаго после установки «умного» освещения

Читайте продолжение: как Барселона стала умным городом.