Долго я искал дальнобойщиков для интервью. Большинство или называло большие суммы, или же просто посылали меня. Однако, я вышел на интересного персонажа - дальнобоил до 2010 года у нас, а потом уехал в США.
Расскажи, когда ты решил стать дальнобойщиком?
Лет, эдак, в 19. Загорелся этой идеей, потому что любил путешествия, но не решался реализовывать их. А ведь так хотелось.
То есть, работать ты пошёл для того, что бы смотреть на виды природы?
Да, верно. Глупый был, наивный. Насмотрелся фильмов да рассказов от балаболов. Но не сразу в 19 лет пошёл, конечно же. Предстоял трудный путь в освоении машины, и самой дороги. Сдал на обычные права, потом набирался практики, сдавал уже на крупногабаритные. И на ЗИЛ-130 покатался, и на КАМАЗах.
Свой путь я начинал на газели. Гонял межгород, возил для оптовика канцелярские товары. На это у меня ушло три года.
И как с зарплатой?
Это были как раз кризисные годы. Но работал я по московской области, так что хватало на жизнь. Не шиковал уж точно.
А когда ты пересел уже на что-то крупнее газели? И почему ушёл с межгорода?
Компания распалась. Да и я хотел на международника. Но там нужен человек с опытом. Причём, не только вождения, а знающий все законы о перевозках, умеющий справляться с документацией, у меня опыта этого не было. Зато хватало опыта внутренних перевозок. Нашёл компанию, прошёл стажировку, и выехал.
Тут моя мечта и начала трескаться. Мне повезло ранее, что все эти три года я работал на хорошего человека. Дальше начались какие-то задержки в зарплате, то не всё выдадут, то какие-то выдуманные штрафы. В общем, в лепёшку расшибётся, но зарплату укоротит. После трёх рейсов я от них ушёл.
Как вообще по России гонялось? На дороги не жаловался?
Вот уже в следующей компании довелось. Там наполовину наша, наполовину буржуйская компания. Любили оптимизировать время. Не всегда в плюс нам. Маршруты ставили такие, что машина попросту убивалась. Кстати, про саму машину. DAF XF 95, старенькая, но надёжная(на тот момент). Гонялось тяжело по физической части, то трясёт, то дорогу вымоет, то ещё что. Хорошо хоть со сменщиком гонял.
Самое забавное, за рейс с ним могли и получаса вместе не просидеть. Обычно он спит - я за рулём, я сплю - он за рулём. Иногда просыпались от громких матов, когда их было не сдержать от такой "прекрасной" дороги.
Ломались, бывало. В такие моменты думаешь, только бы каких-нибудь залётных мимо не проезжало, пока чинимся.
А что по бандитизму? Бывали ли нападения?
Ой, на тот момент наслышан был про это. И нижегородская банда, которая в 2008 активничала, и на уральских трассах сколько было инцидентов. На нас нападений не было. Хотя, было одно. Но его трудно назвать уж надпадением.
Ехали мы недалеко от посёлка. Не помню уж какого. Напарник тогда бодрствовал, я за рулём. Уже устал сильно, оба мечтаем когда довезём груз и сможем спокойно отдохнуть. Руки все забитые, настроение ни к чёрту. И тут замечаю я, что к нам катит два мотоцикла, урала, кажется, с люлькой. Напарник ещё посмеялся, мол, "О! Байкеры местные!". Одеты они были как деревенщины.
Ну и выехали они на встречку, поровнялись с нами, и жестом руки требуют окно опустить. Морды у них ещё быдловатые такие, лысые все, в кожанках. Ну а я игнорирую, еду дальше. Тут как раз машина едет по встречке, они сдали назад, пропустили её. И опять поровнялись. Тут уж мне надоело, опускаю окно, показываю им свой травмат, и ору на них матом, что бы ушли. Шум был сильный, но должны были услышать
Испугались, голубки, да свалили.
Да уж, повезло что пугливые попались. А когда ты решил эмигрировать?
Я участвовал в лотерее. Грин карта. Лет эдак 5-6 участвовал, и как раз в 2010 выиграл. Не раздумывая выполнил все условия, благо, деньги были. Зарабатывал я всё же не так много, как хотелось бы. Но откладывал ежемесячно на квартиру, а вышло что на переезд в США.
У меня там друг был, дальнобоил тоже. Рассказывал всё, как там хорошо, что лучше чем у нас. Решил и я рискнуть.
Честно говоря, дальнобоить я там не сильно уж и хотел, но выбора не было.
Почему не хотел?
Здоровье дороже. Да и какие виды, какие путешествия? Есть срок перевозки, и ты должен его выполнить. Если решишь выйти там, на фоне гор сфоткаться каких-нибудь. Сфоткаешься, полюбуешься, но ты жертвуешь временем сна. Итак за баранкой по 10 часов. Если ты не знал, у нас, дальнобойщиков, есть законом обозначенное время. На тот момент я не помню, но сейчас в России - не более 4,5 часа езды без перерыва, и сам перерыв 45 минут. В США это 14 часов непрерывной езды, и обязательные 10 часов отдыха(не дальнобою уже 6 лет, могу путать). И если нарушаешь, будет штраф, соответственно.
Кстати, в штатах я переобучался ПДД, получал CLD (права для дальнобойщиков)
Итак, у тебя есть опыт и в России, и в США. Скажи, где это делать профитнее, и приятнее для самого себя?
Скажу честно. Лучше вообще не лезть в это. Здоровье гробишь неимоверно. И потом понимаешь, что сколько бы не заработал, это того не стоит. Ну а если сравнения... Сейчас в России тяжелее. Тут и "Платон" этот, и высокие цены на топливо. Присутствует некая незащищённость от работодателя. В принципе, всё от работодателя зависит. Что в США, что в России. Если попадётся хороший человек, хорошая компания, где цель - получить хорошего работника, а не - обдурить во что бы то ни стало.
В США дороги намного приятнее. Оплата, конечно же больше. Но это только если ты работаешь легально. Если нелегалу как-то удасться пробиться в дальнобойщики, то тут ни страховки, ни уверенности что тебя не надуют с зарплатой.
Водят что там, что тут, по разному. Баранов на любой дороге хватает.
И какие выводы ты сделал, работая дальнобойщиком?
Ушёл я примерно 6 лет назад, из этой индустрии. Могу смело сказать, получил я не то, чего хотел. Хотел путешествовать - получил лишь стресс на дорогах. Да, иногда было весело. Но когда ты злой и уставший, едешь уже 8 час подряд, то никакой природный пейзаж тебе не принесёт тебе удовольствие.
И это мне ещё повезло. У меня не было серьёзных поломок в далеке от городов, я не мёрз до посинения в северных частях. Стоял, правда, пару раз когда зимой закрывали трассы, но там не так критично.
Да, есть люди которые буквально живут этой профессией. Им нравится буквально всё. Но я явно не такой человек.
Сейчас работаю гидом, счастлив, в принципе.
На этом всё! Спасибо что прочитали. У меня есть и другие интервью, с интересными людьми:
Человек, бросивший рутинную жизнь в городе, и переехавший на городскую дачу
Родила в 14. История одной девушки
"И я думаю, а можно ли есть волчатину?" Интервью с потерявшимся в тайге
Я считаю что наша история переписана. И меня невозможно переубедить" | Интервью у конспиролога