Найти тему

История лажи при аудиозаписи 44100/48000Hz.

Как угробить студийную запись. Начинающим звукорежиссёрам и музыкантам, чтобы не повторяли чужих ошибок.
Как угробить студийную запись. Начинающим звукорежиссёрам и музыкантам, чтобы не повторяли чужих ошибок.

Вспомнил тут одну "звуковую" историю, решил поделиться. Может кто-то из матёрых звукарей подскажет почему так.

Поехал я как-то (давно это было) записываться в Купчино на домашнюю студию. На ней был довольно крутой и дорогой аппарат. Там у человека были сделаны минусовки (ритм и гармония) и мне надо было прописать местами саксофон.

В те времена я только осваивал инструмент и очень педантично относился к деталям, в частности к строю инструмента, настраивал его каждый раз чётко строго по тюнеру. И вот прихожу, начинаю играть и понимаю, что не попадаю ни в одну ноту ни в одной тональности. около часа мы промучились - ничего не получается. (Было это в тёплое время года, климат не мог сыграть роль)

Он меня уверяет, что у него тоже всё по тюнеру и это логично, ибо у него гармония записана с синтезаторов, которые, как правило, изначально в правильном строе. Ну и сам он не настолько задрот, чтобы менять строй на какие-то центы.

Сейчас уже не помню - двигал ли я в тот раз мундштук. (Возможно, из за своей тогдашней упёртости, что и не двигал.)

Под конец мучений, вспомнил я одну фишку из имевшегося на тот момент опыта работы с Кубейсом - переключение частоты дискретизации устройства записи. Стандартная частота 44100гц., но есть возможность незначительно её повысить до 48000гц., что, по моим наблюдениям, влияет на тональность записываемого и воспроизводимого звука.

Ну и сказал об этом челу. Ещё полчаса препираний с его стороны, а он опять же имел на это право, ибо пользовался не кубейсом, а неким аппаратным решением, где в настройках интерфейса программы записи на компе, такой переключатель просто отсутствовал как класс. И я уже полез внимательно рассматривать непосредственно железяку с входами/выходами и кучей кнопок, которая отвечала за оцифровку.

И действительно на ней - на железяке этой - оказалась сама, что ни на есть, физическая кнопка переключения вышеописанных параметров.

Ещё полчаса препираний построенных уже на тупом нежелании владельца, что либо менять в настройках аппарата, которое объяснялось тем, что на звук это никак не повлияет, или как минимум, мы не услышим разницы.

Тем не менее, после нажатия на эту кнопку всё сразу стало попадать в тон.

Нетрудно догадаться, что до этого она - данная кнопка, была в положении 48000гц, что и не давало попасть точно в правильную тональность.

Казалось бы - незначительная разница в частотах, но колоссальная разница в звуке. Точнее не в звуке, а присутствии, или отсутствии полной лажи. Зачем нужна эта функция, я до сих пор не понимаю.

А вспомнил я эту историю, потому, увидел сейчас новый альбом человека с которым у меня повторилась такая же история через много лет, только уже не на студии, а прямо на концерте к которому я готовился дома по записям, а на концерте не смог попасть ни в одну ноту. Причём в этот раз, я даже, пробовал двигать мундштук, чтобы подстроиться, но это не помогло. Такие вот коварные 48000гц.

ПС: Буду рад комментариям профессиональных звукорежиссёров.