Мои первые педагогические опыты
Продолжаю делиться записями из своего старого «педагогического дневника», который я начала вести в возрасте 19-ти лет.
13 сентября 2015
В магазине «Передвижник», где я работала продавцом-консультантом:
Каждый рабочий вечер за стеклом нашей витрины («Передвижник» находится в ТЦ «Центральный Детский Магазин» – прим. авт.) видишь одно и то же: вокруг электронного «столика» под «деревом Алисы» в холле нашего этажа собираются взрослые, молодёжь и люди постарше, – и с интересом раскрашивают картинки на сенсорной панели.
С утратой «детскости», назовём это так, т.е. какой-то цельности, чистоты, полноты мироощущения, счастья, наконец, взрослый человек часто радуется любому проявлению «детскости», чаще всего – внешнему (картинки, мороженое, карусель). Взрослому это даёт какой-то заряд радости: это ностальгия по детству, возможность прикоснуться к себе самому – к тому, кем ты был когда-то, к себе настоящему.
Но... взрослый, дурачась, обычно делает это в шутку. И он сам, и все остальные понимают, что это не всерьёз. А детям этого не понять: они, как правило, не могут разделить этого взрослого чувства – ностальгия. Поэтому-то им бывает стыдно и странно видеть такого дурашливого взрослого, особенно если очевидно, что тот ведёт себя так напоказ, в угоду окружающим.
Хотя это не всегда так. Часто дети не замечают этих нюансов и приходят в восторг от всяких там клоунов и ростовых кукол, даже от тех, которые кривляются особенно противно. Дети ведь ещё не умеют отличать хорошее от безвкусного.
«Чем бы дитя ни тешилось» – я не сторонник этой мысли. Моя мама, например, не раз говорила о своей уверенности в том, что иногда ребёнку полезно (!) и поскучать. Я с ней согласна.
Ведь излишняя забота о том, чтобы ребёнку всегда было весело и интересно, отнимает у него возможность творчески «переварить» случающееся.
Была у нас одна покупательница, которая искала раскраски и другие товары для своего сыночка-дошкольника: ей нужно было только то, что не требовало бы напряжения фантазии. Если раскраски – то с картинками-образцами, а в идеале и вовсе по номерам. Мне было обидно за мальчика.
А ведь это модная в детской индустрии тенденция: всё рассчитать, всё предусмотреть, чтобы всё было на блюдечке. И ребёнок привыкает, становится потребителем... Теперь, когда практически всё направлено на получение выгоды (неважно – денег ли, славы ли), интересы детей попросту эксплуатируются. Производителям и сфере услуг нет дела до того, хороши ли те или иные забавы, или же они глупы в общем-то не так уж интересны. Используя детскую доверчивость, способность восхищаться самыми простыми вещами, им можно подсунуть всё что угодно. Хотя самые смышлёные ребятишки, бывает, всё же чувствуют себя обманутыми и сердятся на взрослых за их нечестность.
Вообще, меня всегда мучил вопрос о бессмысленности некоторых детских развлечений. Я не говорю сейчас о тех, которые они выдумывают себе сами, – я имею в виду всю эту детскую мишуру, призванную потешить ребёнка. С другой стороны, нельзя постоянно предлагать детям только «умное и полезное», им ведь (как, впрочем, и взрослым) просто необходимо веселиться.
В этом смысле гениальным мне кажется то, что придумал Корчак для своих воспитанников в летнем лагере: они вместе играли в войну – но как играли! Та совместная работа, которую они проделали, копая в земле «настоящие» траншеи, строя крепости, укладывая «железную дорогу», достойна восхищения: незаметно для самих себя дети трудились, привыкали к коллективной работе, а игра была тем интересней, что копировала жизненные реалии, и не символически, не понарошку, а почти что один в один.
Мне кажется, никакой субботник, никакая подготовка к празднику (занятие, в общем-то, тоже достаточно рутинное) не сравнятся с такой «трудовой» игрой, в которой всё «взаправду» – особенно если взрослый умеючи и с азартом принимает в ней деятельное участие.
Здесь в том-то вся и соль, что работать приходится не ради самой работы, а именно ради игры, а это всё меняет! По себе помню: мы с сёстрами страшно ленились, когда дело касалось скучной работы по дому, а вот кукольное «хозяйство» вели тщательно и с удовольствием.
Благодарю за внимание и надеюсь, что информация была полезной!
Здесь можно почитать первую часть дневниковых записей (2014 – 2015)
Не забудьте поставить «Нравится» (если, конечно, понравилось).
ЕЩЁ НЕСКОЛЬКО СТАТЕЙ НА СХОЖИЕ ТЕМЫ:
Психология детской игры
Патологическое игровое поведение: вовремя распознать и обезвредить
Как менялось отношение к детям с течением времени
Советы по обучению детей красивому письму
Влияние чтения на личность и развитие талантов ребёнка
Как устроить настоящий праздник весело и недорого
Мой адрес в ТЕЛЕГРАМЕ > > > https://t.me/f_neverland
В описании канала есть также ссылка-навигатор по другим статьям.