Первая часть - Основание.
Вторая часть - Процедура. Компенсации.
Обязанность увольняющегося главного бухгалтера сдавать дела трудовым законодательством РФ не установлена.
Но это важно не только для компании, но и для самого увольняющего. И вот почему.
Ответственности за уход главного бухгалтера из компании без передачи дел — нет. Но есть административная ответственность за нарушения, допущенные главбухом в работе. К примеру, статья 15.11 КоАП, за грубое нарушение правил ведения бух.учета.
Привлечь к ответственности можно ТОЛЬКО В ТЕЧЕНИИ ГОДА с момента совершения правонарушения и ТОЛЬКО при доказательстве его вины.
По этому и важно увольняющемуся ГБ иметь на руках акт о передаче дел, что бы:
а) показать, что при нем нарушений не было и
б) чтобы в будущем не дергали с претензиями.
Для оформления процедуры передачи дел при смене главного бухгалтера ИЗДАЕТСЯ ПРИКАЗ руководителя.
В нем указываются:
- основание издания приказа (увольнение главбуха);
- сотрудник, принимающий дела (новый бухгалтер, руководитель, иной сотрудник);
- прочие лица, участвующие в передаче дел (например, аудиторы);
- сроки проведения процедуры;
- порядок проведения и оформления процедуры сдачи и приема дел (если он не установлен локальным актом).
Процесс передачи дел процесс может сопровождаться инвентаризацией и аудитом активов и пассивов компании.
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ также осуществляется, если:
- так определено работодателем (в локальном акте или приказе, п. 3 ст. 11 закона № 402-ФЗ);
- на главбуха трудовым контрактом или соглашением возложена материальная ответственность (ст. 243 ТК РФ, абз. 4 п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации…, утв. приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49).
АКТ ПРИЕМА-ПЕРЕДАЧИ при смене главного бухгалтера является основным документом, позволяющим разделить ответственность принимающей и передающей стороны.
Составляется он в двух экземплярах (для каждой из сторон) в произвольном виде.
В АКТЕ желательно отразить следующую информацию:
- ФИО лиц, участвующих в процедуре;
- дата (период) проведения процедуры;
- данные приказа руководителя компании, обосновывающего передачу дел;
- опись передаваемой документации с указанием реквизитов;
- перечень отсутствующих документов;
- ошибки и/или неточности в учете, в бухгалтерской и налоговой отчетности;
- пояснения увольняющегося специалиста;
- комментарии лица, принимающего дела.
Акт подписывается всеми указанными в нем лицами и утверждается руководителем компании.
Документы, подготовленные при проведении инвентаризации, прилагаются к акту. Можно приложить также копии банковских выписок, сверок расчетов с налоговыми органами и т. д.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ, что бы получать информацию о трудовом законодательстве в легкой и доступной форме.