Из данной статьи вы узнаете об основных инструментах бизнес-аналитики
Бизнес-аналитика - один из мощнейших инструментов в арсенале компании. Ведь, одно дело запустить рекламу и привлечь клиентов, а совсем другое - оцифровать работу и понять: сработали вы в плюс или в минус.
Маркетинг не может работать без бизнес-аналитики. Важно, чтобы на самом начальном этапе вы запомнили это правило. Одно из первых действий, которое вы должны сделать в компании (важно сделать это до запуска маркетинговых мероприятий): проверить процессы, работающие в направлении сбора аналитических данных и KPI .
Существует множество видов бизнес-аналитики, но мы рекомендуем обратить внимание на список ниже, который рекомендуется внедрить:
1. CRM-система
CRM-системы - это сервисы автоматизации работы с клиентами, многие их называют основными программами бизнес-аналитики. Эти сервисы могут выполнять разные функции в зависимости от сферы деятельности компании (Bitrix24, например). Могут помогать автоматизировать процесс обработки заявок и ведение клиентской базы. Могут следить за товарным остатком на складе и работать с бухгалтерией (1С и т.п).
Могут автоматизировать запись на услуги и рассылать напоминания клиентам за день/час до услуги (YCLIENTS).
Функционал CRM-систем огромен и поэтому вам нужно подобрать систему, исходя из специфики (сферы деятельности) вашего бизнеса, его целей и задач.
Также перед стартом маркетинга вам необходимо ответить на вопросы: Установлена ли CRM-система? Корректно ли она собирает данные (нет ли дублей, потери данных и т.п?) Настроен ли dashboard для удобного анализа текущей ситуации?
2. Сервисы анализа посещаемости сайта
В инструментарии собственника и топ-менеджера компании обязательно должны присутствовать инструменты бизнес-аналитики посещаемости сайта. Прежде всего, здесь речь идет о Яндекс.Метрике и Google Analytics. Это основные сервисы, которые должны быть установлены на ваших сайтах. Без этих сервисов недопустимо запускать рекламные кампании.
Важно после настройки сервисов аналитики - установить внутри них Цели (действия от пользователей на вашем сайте, которые система будет воспринимать как положительные). Например Целью может являться:
- Провел на сайте более 2 минут
- Посетил более 5 страниц за сеанс
- Оставил заявку на сайте
- Добавил товар в корзину
- Оформил заказ
- Оплатил заказ
Эти цели позволят вам понимать и фиксировать, сколько человек дошли до того или иного этапа вашей воронки продаж, а также прогнозировать, сколько трафика вам необходимо на каждом из этапов для масштабирования бизнеса и увеличения дохода .
3. Аналитика социальных сетей
Почти в любой социальной сети существуют внутренние сервисы аналитики публичных страниц и аккаунтов. Аналитика группы от ВКонтакте, которая показывает все ключевые показатели: охват по аудитории группы, виральный охват, половозрастные показатели, географию аудитории, статистику по используемым устройствам и многое другое. Аналитика от Instagram , которая также дает неплохую картину по цифрам: охваты, показы контента, взаимодействия с профилем, посещения профиля, переходы на сайты и тому подобное.
Каждая социальная сеть дает маркетологу возможность анализировать ключевые показатели и сводить их в единую отчетность. И это великолепно.
4. Аналитика для мобильных приложений (опционально)
Очень возможно, что вашей задачей будет продвижение мобильного приложения для Android и iOS. Есть ли системы бизнес-аналитики, которые могут помочь вам в аналитике для приложений? Да, и сейчас мы о нескольких таких системах расскажем.
Один из самых простых и понятных инструментов: Firebase Analytics. Его еще называют Гугл Аналитикой для мобильных приложений.
Интерфейс максимально напоминает интерфейс Google Analytics, поэтому если уже успели с ней поработать - Firebase будет несложно освоить.
Вторым сервисом, который мы бы хотели выделить, стал Amplitude. Данный сервис позволяет очень глубоко понять вашу аудиторию, ее характеристики, поведение и адекватно мониторить каждое событие.
Третьим сервисом, который вам стоит рассмотреть является AppsFlyer - это платформа для анализа всех источников трафика на ваши мобильные приложения (платный трафик, органика , виральные и социальные сети). Очень мощный инструмент, жаль только, что в нем нет русскоязычного интерфейса.
5. Сквозная аналитика
Сквозная аналитика - это сервис бизнес-анализа и бизнес-аналитики, который объединяет в себе данные из всех систем, описанных выше.
Это такой общий интерфейс, который подключен ко всем вашим CRM-системам, системам аналитики сайта, к вашим социальным сетям и онлайн-бухгалтерии. Это сервис, в котором вы сможете увидеть и понять, насколько тот или иной канал маркетинга отрабатывает и приносит прибыль или сколько денег ежемесячно у вас съедает, ничего не дав взамен.
Лидером среди сервисов сквозной аналитики, на данный момент, можно считать Roistat. Большое количество интеграций со всевозможными сервисами и модулями.
Расписывать в рамках этой статьи настройку каждого из сервисов посчитали не нужным. В Интернете, а также на страницах блога ADWAI , вы сможете найти инструкции по пошаговой настройке систем аналитики. Пользуйтесь.
Обязательно прочитайте: ТОП-12 лучших сервисов для коллтрекинга
6. UTM-метки
Еще несколько слов в разделе бизнес-аналитики хотели бы сказать про UTM-метки. В нашем опыте есть случай, когда мы запустили трафик сразу с нескольких каналов, не разметив их метками, получили несколько тысяч переходов и по итогу не смогли понять, какой из каналов трафика отработал лучше всего, потому что все переходы слились в единую кучу и не было понятно, с какой конкретной площадки пришел тот или иной пользователь.
Как выглядит ссылка с UTM-меткой:
https://adwai.digital/?utm_source=vk&utm_medium=cpc&utm_campaign=one
Где:
https://adwai.digital - ссылка на ваш сайт
utm_source - это рекламный канал
utm_medium - это тип рекламы
utm_campaign - рекламная кампания
UTM-метки - это небольшая, но важная деталь в бизнес-анализе, которую нельзя игнорировать. Вы можете найти кучу сервисов, которые помогут вам сгенерировать ссылку с UTM-меткой.
Заключение:
Бизнес-аналитика играет важную роль в функционировании отдела продвижения . И от того, насколько успешно выполняют цели и задачи маркетинга в вашей компании - зависит то, какой объем клиентов вы будете получать и какую долю рынка сможете захватить.