Найти тему
Uber Russia

Как разбитые окна провоцируют людей на преступления?

В новом выпуске подкаста «Урбанизм» соосновательница творческого объединения «Артмосфера» Сабина Чагина рассказала про теорию разбитых окон и её связь с ростом преступности. Разбираемся, как живут и меняются современные города вместе с Uber, и пытаемся понять: кто же в итоге разбивает все эти окна?

Теория разбитых окон — теория, объясняющая поведение людей через призму влияния среды и массового сознания. Изначально теория появилась как криминалистическая, но позже стала популярна в урбанистической среде.

«Разбитые окна» — это детище социологов-криминалистов Уилсона и Келлинга. Они утверждали, что преступность — это неизбежный результат отсутствия порядка. Если окно разбито и не застеклено, то проходящие мимо решают, что всем наплевать и никто ни за что не отвечает. Вскоре будут разбиты и другие окна, и чувство безнаказанности распространится на всю улицу, посылая сигнал всей округе. Сигнал, призывающий к более серьезным преступлениям. Однако как только мы реставрируем все здания на условной улице и создаем благоустройство, человек, живущий на этой улице, начинает ассоциировать себя с этим местом и уже сам защищает свой район от вандализма и других деструктивных действий.

-2

Эта теория доказывает, что плохая городская среда неслабо способствует развитию преступности. Ситуация, в которой всем плевать на состояние  улиц и дворов создает благоприятную атмосферу для криминала.

Опыт Нью Йорка показал, как систематическое улучшение среды положительно влияет на криминогенную обстановку. В конце 80-х Нью-Йоркское метро представляло из себя пространство со множеством бездомных, хаотично расписанных граффити вагонов, а проехать зайцем было проще, чем заплатить. Такое состояние подземки давало сигнал: оно никому не принадлежит, поэтому всем наплевать на малые нарушения. Таким образом количество малых нарушений увеличивалось в геометрической прогрессии, и так подземка стала ассоциироваться скорее с криминалом, чем с транспортом.

-3

Ситуация улучшилась сразу же, как только городские власти начали следить за внешним видом станций и вагонов, а «мелких» преступников ловили прямо на платформе (многие из которых, кстати, оказались разыскиваемыми по другим делам).

Человек, хочет он того или нет, формирует среду вокруг себя, но если эта среда давно сформирована — человеку очень легко попасть под ее влияние. Урбанисты постоянно исследуют вопрос влияния быта и бытия на сознание, а Uber развивает возможности мобильности во всех городах — даже там, где нет метро. Пользуйтесь нашим сервисом и живите в ритме города вместе с нами.

Слушайте наш подкаст с Сабиной Чагиной и узнайте: почему уличное искусство выставляется в музеях, а не на улице? Чем стрит-арт отличается от вандализма? Как создавать стрит-арт, когда все сидят дома в пандемии? Какие отношения у мэрии и муниципалитетов с художниками — где заказ, а где искусство?

Слушать на Яндекс Музыке

Слушать на Apple Podcasts

Слушать на Spotify

Слушать на Google Podcasts