Вторую публикацию этого цикла хочется посвятить еде. Ведь пища это совершенно особенный маркер. Почему Западный Мир питается иначе чем наш?
И тут все последующие выводы, как и раньше, следуют из постулата: наша цивилизация земледельцев противопоставлена западной цивилизации скотоводов-кочевников.
Западная традиция кочевников не знает каши - блюда, традиционного для русских. Земледелец, помимо ржи и пшеницы, выращивает и затем изготавливает гречку, манку, пшенку, перловку. Все эти каши укоренились в русском меню и дымятся в виде самостоятельных блюд и гарниров на наших столах несколько веков. В Европу же они пришли сравнительно недавно, а Америка и до сих пор не знает этих каш, за редким исключением.
Зато на западе хорошо известен овес - главная пища лошади. А лошадь для кочевника-скотовода первый и незаменимый помощник. Овсяная каша повсеместно представлена на западных прилавках. И именно с запада пришла к нам мода на замоченный в воде или молоке сырой овёс - мюсли.
Суть скрывается за заслонкой русской печи, вещи присущей только быту, привязанного к хозяйству, земледельца. В недрах этой печи как раз и томится тот самый заветный горшочек с кашей.
Ну а для кочевника, постоянно пребывающего в движении, печь - вещь совершенно не нужная. Как итог: в европейских домах располагается камин. Для обогрева предмет бесполезный и служит лишь напоминанием о том костерке, возле которого коротали ночи кочевые предки.
Западная цивилизация не знает поста. Во всяком случае пост не распространен там так повсеместно, как на Руси, где помимо многодневных праздничных постов, существуют постные дни среда и пятница. Древний запрет на поедание мясной пищи укрепился на наших территориях задолго до прихода христианства с его Великим постом. Это дань Традиции. Дань образу жизни земледельца.
Обратите внимание как много, к примеру в немецкой традиции, различных колбасок, сосисок, шпикачек и прочих сарделек. Скотоводческая кочевая традиция нашпиговывает мясной фарш, сдобренный специями для сохранности, в животную-же кишку. Так удобнее транспортировать при постоянном кочевании с места на место.
Для лапотной Руси (на ноги наши предки, хоть и имели возможность, не одевали обувь из кожи убитых животных, даже зимой предпочитая валенки) нехарактерен мясной стол. Для земледельца скот - помощник в тяжелом бок-о-бок труде и забить на мясо бурёнку-кормилицу дело немыслимое. Отсюда, кстати, обилие молочных и кисломолочных продуктов в наших холодильниках, которых запад просто не знает.
И видимо поэтому название всего мяса, употребляемого в пищу привязано к названию животного и только у мяса коровы в русском языке название отдельное "говядина".
Нетрудно догадаться, что наиглавнейшее место на столе земледельца занимает хлеб. И тут у нас с вами огромный простор для перечисления и противопоставления. Начнём, конечно, с обилия мучных и хлебных изделий на наших столах: такого количества ватрушек, караваев, расстегаев, коржей, шанежек, бубликов, блинов, кулебяк, рогаликов и прочих сушек/гренок вы не найдёте больше нигде. Гарантирую.
В нашей Традиции хлеб обязательно должен быть на столе. Отсутствие хлеба всегда было признаком недостатка и обнищания. На Руси всегда и во все времена ели много хлеба. А наше стремление есть всё с хлебом иногда даже доходит до смешного, замечали?
В Традиции скотоводов хлеб не занимает сколько-нибудь значимого места. Тем более, что хлеб в Европе всегда изготовлялся пресный, тот который долго хранится, так как в при кочевом образе жизни другой и не нужен. И не может быть изготовлен, потому что выпечка квасного хлеба требует времени, которого при кочевом образе жизни просто нет.
О сакральной генетической глубине содержащейся в нас земледельческой сути говорит и традиция встречать и провожать хлебом.
Встреча дорого гостя хлебом/солью отчасти напоминает обряд причастия, вхождения в Традицию. А покидающей этот мир душе принято ставить рюмку, накрытую куском хлеба.
Так почему же мы, относя себя по ментальности к европейскому обществу, имеем такие коренные различия с нашими западными партнёрами, друзьями и братьями?
_____________________________________________________
по мотивам книги А. Тулупова "Дети Арктиды: Северные истоки Руси".
____________________________________________________
🐱Почему мы с "Западом" разные? или "Дерутся как кошка с собакой"
Спасибо за Ваше внимание и поддержку канала!
Надеюсь, что Вам было интересно и сегодня Вы узнали что-то новое.
Подписывайтесь и задавайте в комментариях ваши вопросы! это способствует развитию канала.