Найти тему

Глазами фотографа Плотникова. ДОНАТАС БАНИОНИС родился 28 апреля

ДОНАТАС БАНИОНИС
ДОНАТАС БАНИОНИС

ДОНАТАС БАНИОНИС родился 28 апреля 1924 года в Каунасе. Умер 4 сентября 2014 года в Вильнюсе.

Многие считают лучшей работой актера в кино главную роль в фильме Андрея Тарковского «Солярис», хотя эту загадочную и не до конца понятную даже исполнителю главной роли картину после ее выхода в 1972 году практически никто не принял.

ДОНАТАС БАНИОНИС на съёмках фильма "Солярис"
ДОНАТАС БАНИОНИС на съёмках фильма "Солярис"

Из интервью Баниониса в «МК-Бульвар» 10 февраля 2003 года о фильме "Солярис":

"— Когда я прочел сценарий, то сразу понял, что это будет совершенно другой “Солярис”, чем в романе Лема, который я прочел на литовском языке. Но сниматься я не боялся, потому что знал, что у Андрея это будет настоящее произведение. Но работать мне было тяжело. Тарковского интересовала какая-то совершенно другая реальность. Действие развивалось, будто во сне или в вакууме, мне пришлось довериться фантазии режиссера. К тому же роль Кельвина строилась на внутреннем монологе, глубоко спрятанных переживаниях. Я все время думал: “Как все это передать средствами кино?” И теперь если обо мне в мире где-то и вспоминают, то вспоминают в первую очередь то, что я снимался у Тарковского.
 — Вы общались с Тарковским кроме как на съемках?
 — Конечно. Не одну рюмочку выпили. И я у него дома был, и он у меня. Но он был странным человеком.
 — В смысле?
 — Я имею в виду его поведение. То молчит весь день, а то вдруг как огонь. Мог ни с того ни с сего накричать на невинного человека. Мне все это было странно. “Почему так? Может быть, он такой, только когда я рядом?” — думал я. А один раз я не выдержал (Андрей при мне накричал на официанта) и сказал: “Это же официант. А ты вроде бы культурный человек, а обращаешься с ним как со слугой”. А он мне в ответ: “Ты со своими западными привычками!” Но через полчаса все проходило. Такие перепады настроения у Андрея были постоянно.
— Какое впечатление произвел на вас “Солярис” Тарковского, когда вы посмотрели его впервые?
— Я понял, что это поэтическая, философская картина, которая никому не нужна. Помню, получал письма со словами: “Донатас Юозович, все зрители вас очень просят: “Больше в такой халтуре, как “Солярис”, никогда не снимайтесь”. Даже на Каннском фестивале, где мы были вместе с Андреем, рецензенты писали: “Тарковский — очень хороший моралист, но очень плохой кинематографист”. А публика вообще странно реагировала: люди смеялись и уходили из кинотеатра. Тогда у меня сложилось очень неприятное впечатление о зрителе (я имею в виду и интеллектуалов тоже), который был далек от серьезного размышления. В Каннах мы получили специальный приз, но я думаю, что это была больше поддержка Тарковского Западом, нежели победа. А сейчас “Солярис” называют хрестоматийным фильмом.
— В то время вы жалели, что снялись в “Солярисе”?
— Нет, наоборот. Я знал, что это не рядовой фильм. Знал, что это поэтическое, философское, впечатляющее искусство. И это меня поддерживало.
— Но у многих 20-летних “Солярис” был одним из любимых...
— Никакая молодежь тогда его не смотрела. Это сегодня все хитрые. Через 30 лет, когда весь мир признал “Солярис”, говорят: “А мне тоже понравилось, я тоже умный человек”. А хороших отзывов почему-то было очень мало.
— Как-то вы сказали: “Мне понадобилось много лет, чтобы раскрыть загадки Тарковского...”
— Я сказал не думая. “Солярис” — одна из загадочных картин, в которой мне до сих пор не все понятно. Думаю, мало кто ее до конца понимает. О “Солярисе” вспомнили только сейчас, благодаря Содербергу. Чаще всего, говоря о Тарковском, упоминали “Жертвоприношение”. А на меня этот фильм не произвел сильного впечатления. Более того, считаю, что Андрею не надо было уезжать из России. Он мог бы работать здесь и, возможно, сделал бы больше, чем на Западе. Самые лучшие картины делаются вопреки. Так мы создавали “Мертвый сезон”. Меня снимали с роли, Савву Кулиша — с режиссуры (хорошо, Михаил Ромм защитил). Работать было сложно, но возможно. А Тарковского тогда вообще некоторые боялись. Я сам видел, как начальство Госкино робело перед Андреем. Видимо, чувствовали, что в нем есть что-то непонятное. Помню, как-то с Тарковским мы были вместе у Феллини. Андрей жаловался, что в Союзе ему не дают делать то, что он хочет. На что Феллини ответил: “А ты думаешь, что я могу здесь делать то, что хочу?! Я их обманываю. Не слушай никого. Мало ли что запрещают”. Я сидел в углу кабинета Феллини, и мне было странно наблюдать за ними..."

ДОНАТАС БАНИОНИС
ДОНАТАС БАНИОНИС

Самый звездный фильм актера - «Мёртвый сезон» Саввы Кулиша, в котором он сыграл роль советского разведчика Константина Ладейникова. За игру в этой картине в 1969 году на МКФ приключенческих фильмов в Софии получил Премию исполнителю главной роли.

Портрет режиссёра, читать о фильме --> Глазами Валерия Плотникова. САВВА КУЛИШ. Банионис, Абель и "Мертвый сезон"

После смерти Д. Баниониса оклеветали, безосновательно опорочив его имя.

В январе 2018 года СМИ сообщили со ссылкой на информацию Центра исследования геноцида и сопротивления жителей Литвы о том, что с 1970 по 1974 год Банионис был агентом КГБ под псевдонимом «Бронюс». Утверждалось, что в качестве агента он предоставлял КГБ данные о литовских эмигрантах в США, а в 1974 году из агентурной сети был удалён, вероятно, из-за того, что в этом году он был избран депутатом Верховного Совета Литовской ССР. Уже к маю 2018 года Люстрационная комиссия Литвы заявила о том, что утверждения о сотрудничестве Сондецкиса с КГБ безосновательны. Сам Центр исследования геноцида заявил, что «относиться к обнародованному списку… следует критически. Весь журнал регистрации агентов написан от руки. Несколько человек, вписанных в конце списка, записаны другой ручкой и другим почерком». Литовский историк Арвидас Анушаускас также высказал недоверие к опубликованной информации, исходя из того, что следует оценивать только действительно доказанные факты. Документы, на основании которых было сделано первоначальное заявление Центра исследования геноцида и сопротивления жителей Литвы, ряд экспертов называет фальсифицированными. В марте 2021 года Центр объявил о своём намерении заново провести расследование по этому вопросу.

Из публикация ТАСС:

"ВИЛЬНЮС, 1 августа 2020. Близкие обвиненного в Литве в сотрудничестве с советским Комитетом государственной безопасности (КГБ) звезды театра и кино Донатаса Баниониса (1924-2014) считают это политическим заказом и не оставляют усилий добиться официального опровержения и извинений. Об этом в субботу на страницах издания Vakaro Zinios заявил сын актера Раймундас Банионис.

С требованием изъятия [из официальных источников] этой сфабрикованной информации мы обивали пороги всех возможных инстанций, но никак не можем добиться ее изъятия, хотя комиссия по люстрации признала, что доказательств нет. Эти обвинения были заказом", - сказал он.

О том, что Банионис был якобы завербован КГБ в 1970 году из-за его контактов с литовцами за рубежом, прежде всего в США, в 2018 году сообщил Центр изучения геноцида и резистенции жителей Литвы. В 1970 году актер по приглашению одной из организаций американских литовцев побывал в США. Утверждалось, что актер поставлял КГБ информацию о деятельности литовской эмиграции.

Эта информация до сих пор размещена на сайте центра. Лишь в конце выложенных текстов содержится приписка о том, что межведомственная комиссия по оценке деятельности лиц, тайно сотрудничавших с КГБ, не нашла подтверждений сотрудничества Баниониса с советской спецслужбой. Сам актер не скрывал, что после поездок на Запад его приглашали в КГБ, интересовались, с кем из представителей эмиграции он встречался. Об этом актер в 2009 году откровенно рассказывал в интервью газете "Московский комсомолец", ссылка на которое содержится в информации на сайте Центра изучения геноцида и резистенции.

"На наши [налогоплательщиков] деньги существующий центр и его руководство издеваются над всеми нами. Не могу пояснить произошедшее иначе, как то, что это был заказ. Мол, все, кто жил в советское время, плохие, а хорошие какие-то другие", - сказал сын актера."

-4

Ищите фотоальбомы и книгу воспоминаний Валерия Плотникова "Времена оттепели прошли" в магазинах Москвы и в интернет-магазинах: https://ast.ru/book/vremena-ottepeli-proshli-839056/.

В Москве можно приобрести перед спектаклем в театре Ленком.

Автор будет рад вашим существенным и интересным дополнениям к публикации в комментариях. Если вы видите ошибку, пишите в комментариях, автор не может знать всё и иногда совершает опечатки: не ошибается тот, кто ничего не делает.
Комментируйте, соблюдая приличия, подписывайтесь на канал.