Специалисты прочили вертолету «Руйвалк» большое будущее. Но армия страны, сбросившей оковы апартеида, по финансовым причинам не смогла приобрести значительное их количество. Попытки же получить заказы на международном рынке успеха не имели. В конечном счете количество выпущенных вертолетов не дотянуло даже до двух десятков.
История создания
Предварительная проработка перспективного боевого вертолета для ВВС ЮАР была начата в начале 1980-х. В 1981 году ВВС заключили с компанией Atlas Aircraft Corporation - предшественницей Denel Aviation - контракт, а в 1984 году работы по этой теме вступили в активную фазу.
Первоначально за основу при проектировании нового вертолета был взят французский «Алуэтт» III (Alouette III), стоявший на вооружении ВС ЮАР.
Были в целом сохранены силовая установка и элементы трансмиссии, но заменена кабина (два летчика теперь размещались уступом друг за другом), а также добавлена 20-мм пушка в носовой части и различное вооружение на внешней подвеске и т.п.
3 февраля 1985 года был облетан прототип Atlas XN-1 «Альфа» (Alpha), подтвердивший правильность выбранной концепции и способность компании самостоятельно выполнить разработку боевой машины.
После этого было начато проектирование перспективного ударного вертолета CSH-2 – от «Combat Support Helicopter» («вертолет огневой поддержки»). При этом машине было присвоено название «Руйвалк» (Rooivalk, так на африкаанс звучит имя одного из видов пустельги).
Заказчик предъявил к машине, основной задачей для которой была определена борьба с бронетехникой противника, а второстепенной – борьба с боевыми вертолетами, ряд важных требований.
Разработчик должен был обеспечить:
- унификацию наиболее важных элементов конструкции нового вертолета с уже стоящими на вооружении ВС ЮАР машинами, а также совместимость средств связи, установленных на вертолете, с имеющимися на снабжении ВС ЮАР средствами связи;
- возможность решения экипажем боевых задач в дневное и ночное время, а также малое время реакции при получении боевой задачи;
- установку на машину современного комплекса бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО), в первую очередь – высокоточной навигационной системы;
- достаточно большой срок службы – не менее 30 лет – и возможность техобслуживания вертолета техническим составом сравнительно невысокой квалификации и в полевых условиях;
- способность совершать полет в стесненных условиях и на предельно малых высотах – порядка 5-15 м над уровнем земли;
- большую продолжительность полета;
- серийный выпуск вертолетов силами только промышленности ЮАР.
В процессе проектирования разработчик принял решение дальнейшие работы проводить, используя в качестве основы силовую установку и несущую систему и трансмиссию не «Алуэтт» III, а модели «Пума» – более крупного и мощного вертолета, также стоявшего на вооружении ВС ЮАР.
Причем элементы трансмиссии данной машины были уже ранее использованы разработчиком в рамках создания «Орикса» (Oryx) – местной доработанной версии вертолета «Пума».
В целях изучения данной возможности и отработки различных элементов конструкции перспективной машины разработчик переоборудовал два вертолета «Пума» в экспериментальные машины (летающие стенды):
- на первом – XTP-1 «Бета» (Experimental Test Platform Beta) – были отработаны конструкция крыла малого удлинения и ряд подсистем будущего «Руйвалка» (первый полет машина совершила в 1986 году),
- на втором – XTP-2 – отработаны системы управления вооружением и само вооружение - 20-мм пушка GA-1 на носовой турели, плюс неуправляемые и управляемые ракеты (ПТУР с лазерным наведением, УР класса «воздух–воздух» с тепловыми ГСН).
Испытания
11 февраля 1990 года в воздух поднялся первый опытный вертолет-демонстратор XDM (Experimental Demonstration Model; в настоящее время машина находится в Музее ВВС ЮАР на авиабазе Сварткоп в Претории).
22 мая 1992 года был облетан второй прототип ADM (Advanced Demonstration Model), отличительной особенностью которого стал комплекс приборов, сформированный по принципу «стеклянной кабины».
18 ноября 1996 года настала очередь первого полета третьего прототипа EDM (Engineering Development Model), на котором была несколько изменена конфигурация машины (более оптимально размещено различное оборудование), а его масса в пустом виде снижена на 800 кг.
Первый полет первой серийной машины состоялся в ноябре 1998 года, их серийный выпуск осуществлялся компанией Denel.
25 апреля 1997 года европейский вертолетостроительный консорциум Eurocopter, вошедший позже в состав группы Airbus, и компания Denel Aviation, в который вошла компания Atlas, подписали соглашение о совместной разработке, производстве, маркетинге и послепродажном обслуживании вертолетов «Руйвалк».
При этом представители европейской компании подчеркивали, что в перспективе «Руйвалк» сможет эффективно дополнить в строевых частях европейских армий более легкий ударный вертолет «Тигр» (Tiger), а на внешнем рынке – составить достойную конкуренцию «Апачу».
Впрочем, из этого сотрудничества ничего путного не вышло. Хотя, на мой взгляд, такая идея была изначально обречена на неудачу, так что не совсем понятно на что рассчитывали обе стороны, подписывая документ.
Особенности конструкции
Фюзеляж вертолета – с относительно малым поперечным сечением, выполнен из металлических сплавов с применением композитов.
Вертикальное оперение - стреловидное, с его правой стороны крепится пятилопастный рулевой винт, а с левой – неуправляемый стабилизатор с фиксированным предкрылком. Под хвостовой балкой - дополнительный киль, в котором размещена неубирающаяся хвостовая опора.
Несущий винт машины – четырехлопастный диаметром 3,04 м, с шарнирным креплением композитных лопастей прямоугольной формы в плане. Носки лопастей защищены противокоррозийной накладкой.
Кабины пилота и стрелка – оператора системы управления вооружением (СУВ) оборудованы полным комплектом пилотажно-навигационного оборудования, скомпонованным по принципу «стеклянной кабины».
Среди прочего стоит отметить автономную систему управления полетом, включающую навигационную систему на лазерных гироскопах, и три многофункциональных индикатора (первоначально – на электронно-лучевых трубках, впоследствии - жидкокристаллические), на которых отображается пилотажно-навигационная и тактическая информация.
Кроме того, в распоряжении летчиков – нашлемный прицел и индикатор на фоне лобового стекла, а также приборы ночного видения.
Силовая установка построена на базе двух доработанных в ЮАР турбовальных двигателей (ТВаД) Turbomeca Makila 1K2 взлетной мощностью по 1904 л.с. (по некоторым другим данным, на вертолете установили модернизированный вариант указанного двигателя, который получил обозначение «Топаз»). Система управления – типа FADEC.
Вертолет имеет три протектированных топливных бака на 1854 л, расположенных в средней части фюзеляжа: они могут выдерживать попадание пуль калибра 12,7 мм. На внешних пилонах под консолями крыла возможна подвеска двух дополнительных 750-литровых баков.
Крыло - среднерасположенное, малого удлинения, размахом 5,2 м. На каждой его консоли - два пилона для подвески блоков НАР и управляемых ракет (УР) класса «воздух – поверхность», а на законцовках крыла – по одной рельсовой направляющей для УР класса «воздух – воздух».
Шасси – трехопорное, с самоориентирующимся колесом у нижнего киля.
Все жизненно важные системы вертолета дублированы, широко применен принцип защиты более важных элементов конструкции менее важными.
В состав комплекса БРЭО были включены:
- всепогодная и всесуточная обзорно-прицельная система TDATS на гидростабилизированной носовой турели (включает тепловизор, низкоуровневую ТВ-камеру, лазерный дальномер-целеуказатель и систему сопровождения и наведения управляемых ракет),
- навигационная система, включающая доплеровское оборудование, вычислительное устройство, приемник спутниковой навигационной системы GPS и индикатор на лобовом стекле,
- система комплексного управления и индикации, предоставляющая экипажу информацию о боевой нагрузке и позволяющая выбрать режим и варианты пуска ракет.
В состав вооружения включили мощную 20-мм пушку F2 на турели, скомплексированную с системой TDATS (боезапас – 700 выстрелов), а также неуправляемое и управляемое ракетное вооружение, размещаемое на шести внешних узлах подвесках:
- 8 или 16 ПТУР большой дальности национальной разработки ZT-6 «Мокопа» с лазерным или радиолокационным наведением, либо
- блоки с 70-мм неуправляемыми авиационными ракетами (38 или 76 ракет) на четырех подкрыльевых пилонах, а на двух концевых пусковых устройствах – две УР класса «воздух – воздух» типа «Мистраль».
Серийный «Руйвалк» отличался от опытных машин рядом деталей. Самые заметные - увеличенные боковые обтекатели («щеки») в передней части фюзеляжа для авионики и боезапаса к пушке и увеличенные насадки ЭВУ. К боковым обтекателям могут крепиться сиденья для размещения спасенных членов экипажа сбитого вертолета или бойцов спецназа.
Эксплуатация
Командование ВВС ЮАР подписало с разработчиком контракт на поставку 12 вертолетов «Руйвалк» Mk 1. Официально на вооружение он был принят 1 апреля 2011 года под обозначением АН-2А.
Вертолеты включили в состав 16-й вертолетной эскадрильи, приписанной к базе Блумспруит (расположена в районе аэропорта Блумфонтейн). Однако одна из переданных машин 3 августа 2005 года потерпела аварию и получила сильные повреждения, после чего была списана.
Вертолет принимал участие в тендере СВ Турции на новый ударный вертолет (программа АТАК), но успеха не достиг. Причем турецкой стороне предлагалось даже бесплатно демонтировать и перевезти в Турцию сборочную линию с завода Denel.
Эта неудача стала, можно сказать, последней каплей, определившей дальнейшую судьбу «Руйвалка»: 17 мая 2007 года председатель совета директоров компании Denel Шон Либенберг объявил о прекращении финансирования работ по программе AH-2.
Впрочем, в ноябре того же года министр обороны ЮАР Мозиуоа Лекота сообщил в парламенте страны, что ВВС ЮАР намерены выделить на период до 2010-11 годов сумму в 962 млн рандов (ок. 137 млн долл.), которая позволит обеспечить достройку заказанных машин и приведение парка вертолетов «Руйвалк» в полное боеготовое состояние.
1 апреля 2011 года ВВС ЮАР получили первые пять модифицированных вертолетов «Руйвалк» Block 1F, а последний доработанный до стандарта Block 1F вертолет был поставлен заказчику 13 марта 2013 года.
В том же году три «Руйвалка» были направлены в составе миссии ООН в Демократическую Республику Конго, причем 4 ноября два из них приняли участие в операции в районе населенного пункта Чанза, где применили по позициям боевиков 70-мм НАР типа FZ 90 FFAR.
Тип – ударный вертолет.
Разработчик и производитель – «Денел» (Denel).
Первый полет – 11 февраля 1990 г.
Статус – стоит на вооружении ВВС ЮАР, серийный выпуск прекращен.
Количество построенных машин – 12 серийных и три опытных.
Стоимость одной машины – около 40 млн долл. (в ценах 2007 г.).
Основные летно-технические характеристики
- Длина, м - 18,73
- Высота, м - 5,19
- Диаметр несущего винта, м - 15,58
- Площадь, ометаемая несущим винтом, кв. м - 190,60
- Несущий винт - 5-лопастный
- Масса пустого, кг - 5730
- Максимальная взлетная, кг - 8750
- Силовая установка - два ТВаД Turbomeca Makila 1K2
- Мощность двигателя, л.с. - 1904
- Скорость крейсерская, км/ч - 278
- Дальность полета, км - 740
- Перегоночная дальность, км - 1335
- Практический потолок, м - 6100
- Скороподъемность, м/с - 13,3
- Экипаж, чел. - 2 (пилот + второй пилот/оператор системы управления вооружением)
Авторская версия статьи «Пустельга» – винтокрылый эндемик Южной Африки, опубликованной в еженедельнике "НВО" за 8 февраля 2019 года.
При подготовке статьи были использованы российские и зарубежные открытые источники, в том числе материалы, размещенные на сайтах www.denelaviation.co.za, www.airforce-technology.com, www.saairforce.co.za, www.airwar.ru, www.topwar.ru, www.wikipedia.org и др.