Технология производства
Легкосплавные диски делают из одного и того же материала – из сплава алюминия с другими металлами. Чтобы знать, как отличить литой диск от кованого , надо знать технологию изготовления этих дисков.
Литые диски
- Создание сплава в специальных печах;
- Заливка жидкого металла в форму под давлением;
- Остывание по технологии, извлечение изделия;
- Механическая обработка для снятия излишков металла;
- Нанесение надписей, покраска, полировка.
Кованые диски
- Создание сплава;
- Литье цилиндра Ø 20 см, около 3 м длиной
- Разрезание трубы на заготовки под один диск;
- Нагрев заготовки до 500 0С, и выдавливание на прессах под большим давлением прообраза диска;
- Механическая обработка всей поверхности диска на станках с ЧПУ. Покраска (если предусмотрена технологией).
Ковки в технологии нет. Но горячая штамповка под большим давлением и дальнейшая раскатка приводит к практически такому же результату, как и ковка:
- В изделии нет пузырьков;
- Создается волокнистая структура металла, которая обеспечивает большую прочность и высокие упругие свойства материала.
Преимущества
Автомобиль с коваными дисками с большей вероятностью сохранит подвеску (при езде по нашим дорогам), чем с литыми. Потому что литые диски жесткие и хрупкие (за счет структуры). Помимо хрупкой структуры металла, в нем присутствуют пустоты (пузырьки), которые ослабляют изделие. Кованые диски пружинят при ударе и возвращают свою форму.
На фото показаны, как определить литые диски, по слому. Ступица отвалилась полностью (хрупкое разрушение). Даже после небольших деформаций их нельзя восстановить, так как после правки, внутри металла появятся трещины, которые дополнительно ослабят диск.
Литые диски существенно дешевле – это главное преимущество их перед коваными. Осторожный водитель, который объезжает все ямы медленно и аккуратно, может поставить на свой автомобиль литые диски. Тем, кто ездит быстро, часто торопится, лучше ставить кованные.
Отличия по ободу и внешнему виду
Еще один метод, как отличить кованые диски , заключается в прощупывании обода. Толщина обода кованого диска 3 мм. Толщина литого – 6 мм. Разницу легко почувствовать. Спицы у кованого тоже уже, чем у литого. За счет этого масса кованого существенно (на 3-4 кг) меньше, чем у литого.
Если диск с простыми, незатейливыми спицами, то он скорее всего кованый. Литые диски более художественны, имеют больше различных ажурных форм. Это вызвано тем, что литье намного проще обработки на станках. Простая форма скорее всего принадлежит кованому диску. Сложная, со множеством спиц может быть, у литых и у кованных.
На современных заводах кованые диски по дизайну не уступают литым. К тому же для удешевления продукции некоторые заводы делают и литые простой формы. Так что простота формы – дополнительный параметр, но не абсолютный.
Покупка
Необходимо знать, как обозначаются кованые диски , чтобы купить то, что надо. Особенно с рук. Специфика изготовления дисков приводит к тому, что маркировка литых – выпуклая, кованых – вдавленная. Выбивают ее на внутренней стороне диска. Редко бывают исключения, как в одну, так и в другую сторону.
На диске нет букв или цифр обозначающих – кованый. Поэтому узнать о диске можно лишь по вышеуказанным признакам или у продавца.
Подытожим, как проверить кованые диски при покупке , чтобы не переплатить:
- Вес существенно ниже чем у литых (в среднем на 3-4 кг).
- Цена в разы больше, чем у литых (в 2-3 и более раза).
- Видны риски на поверхности, оставшиеся после токарно-фрезерной обработки (даже после полировки).
- Обод в 2 раза тоньше (можно определить на ощупь).
- Форма относительно простая.
- Отсутствуют приливы металла по краям.
- Маркировка вдавленная.