На тот момент, в отличие от супруга, я еще никогда не была во Франции, а путешествовали мы на автомобиле по ее соседке - Бельгии.
Соблазн был велик. Вот и уговорила на денек, разово и точечно пересечь незримую шенгенскую границу.
Ближе всех был Амьен.
Кто же не слышал об Амьенском соборе?
Три французских собора - Амьенский, Шартрский и Реймсский -
считаются эталонами зрелой готики.
Чудесное готическое здание Собора в Амьене стоит, охваченное плотным кольцом вполне современной застройки, а не на сколько-нибудь большой площади.
Удивление со знаком минус. Кто же разрешил так строить? Некоторые европейские страны грешат этим, но никогда не думала, что Франция в их числе.
В огромном соборе было пусто и немного зябко. Скорее всего, это ощущение холода связано с огромными размерами каменного здания. Собор громаден.
Каково внутреннее убранство? Собор торжественный, лаконичный, без лишнего золотища.
Поглазели, всё красиво - алтарь, надгробия епископов, окна-розы - и решили возвращаться на солнышко, да и собор снаружи выглядит не менее эффектно.
Идем к выходу, вижу вход в реликварий, давай уж, раз приехали, и туда заглянем. Стандартная церковная утварь, злато да серебро.
Замечаю нечто похожее на голову космонавта в скафандре, голова почти черная. Ну, не инопланетянина же они здесь выставили?
Естественно нет, пред нами глава самого Иоанна Предтечи или Иоанна Крестителя.
13 апреля 1204 года под натиском крестоносцев пала столица Византии. Реликвия появилась в соборе после разграбления Константинополя.
В тот момент мы уже занимались планированием поездки Петра в Иордании - крепость Крак де Шевалье в Сирии, поэтому знали, что сей артефакт хранится в сирийской столице Дамаске.
К тому же я отчетливо помнила, что во время визита нашего президента в Сирию, он посещал одну из старейших мечетей мира - мечеть Омейядов, и видел нетленную голову Иоанна Крестителя, которая почитается святыней и в мусульманском мире.
Что ж, заглянем во всезнающую сеть.
Википедия любезно сообщила следующее: на звание хранителя святыни претендует не только французский Амьен, но и Рим, а соискателями являются Нагорный Карабах и греческий Афон.
Это сколько же голов должно было быть у Иоанна Крестителя?!
Франция, страна серьезная и небедная, видимо считая, что с итальянцев хватит и Туринской Плащаницы, в XX веке провела масштабное изучение и экспертизу реликвии, естественно, кроме генетической...
Компетентная комиссия экспертов тогда косвенно подтвердила её подлинность: "череп принадлежит человеку, родившемуся в Палестине в I-II вв."
Но оставим спор теологам и историкам, он всё одно неразрешим, сами же отправимся любоваться тем, что, как доподлинно известно, создано в начале XIII века.
За прошедшие века здесь побывало немало исторических персонажей: в 1385 году в Амьенском Соборе состоялось венчание короля Франции Карла VI Безумного и Изабеллы Баварской.
Каждый в свое время побывал в соборе: Мария Медичи, Генриетта Французская, Анна Австрийская и её коронованный супруг Людовик XIII, и конечно его добрый гений Франции кардинал Ришелье.
Собору довелось благополучно пережить две мировые войны, но всё могло закончиться печально.
В июле 1918 года собор попал под огонь немецких войск, однако по требованию Папы Римского Бенедикта XV немцы сохранили его.
После бомбардировок конца Второй мировой Амьен лежал в руинах, но собор немцы опять не тронули, хотя не заметить его, сами понимаете, невозможно. Слава Богу, и англичане не тронули - эти запросто могли.
Он совершенен, есть чем любоваться, и не забывайте, перед вами еще и самый крупный готический собор во Франции.
Всем счастливых дорог!