Найти тему
Зеленый Лес

Воспоминания военнопленного времен Первой Мировой войны. Часть 6

"БРАТСКАЯ - КРЕПКАЯ ДРУЖБА"

"Увидев и познав тяжелую жизнь мирного населения Австро-Венгри, Польши и Румынии, мы теперь в своей среде, вспоминая положение у себя на Родине и обсуждая его в свете современности, при более уже высоком нашем сознании, приходили к одному заключению, что трудящийся люд не нуждается в царях и тем более в войнах, а ему нужна спокойная трудовая жизнь.

В составе нашего рабочего батальона были: татары, чуваши, молдаване, армяне, казаки с Дона, Кубани и Семиречья.

Все эти национальные группы в начале держались обособленно: на работе, при построении и особенно в бараках между группами имела место большая неприязнь.

Однажды меня татары, возглавляемые Андреем, пытались избить, за то что я спел им татарскую песенку, содержания ее я не знал, но и они мне его также не раскрыли.

Но теперь, обобщая виденное и осознавая свое положение, стали мы как бы ближе, роднее, а события на Родине, нас еще более сближали. Товарищи из Питера и Москвы, в одно из воскресений устроили на площади школы представление с показом Распутина.

Хохотали не только мы пленные, но и местные румыны и румынки, тут присутствовавшие по пути, при посещении кладбища.

На пасху 1918 года попы ближайшей церкви исходатайствовали у начальства батальона - участие пленных в пении на клиросе в церкви. Хор организвал харьковчанин Андрон - он пел в Харьковском кафедральном соборе.

Народу в пасху собралось так много, что помимо битом набитого помещения церкви молящиеся со свечками стояли на окнами на улице. В вознараждние за пение (по-русски) привезли в школу фуру мамалыжных пирогов и курятины. Нам разрешили по воскресеньям и после работы выходить в деревню и мы знакомились с бытом крестьян, а я с товарищами часто посещал нашего знакомого Степана, рассказывавшего нам новости о свободной России.

"Спасибо Степа за новости" - говорили мы, а в школе - на нарах обсуждали услышанное. "

Пленный Александр Машков

Фото из личного архива Анны Николаевой

Продолжение следует...

Начало истории, как ко мне попал архив пленного времен Первой Мировой войны и первая глава находится здесь.