«И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл»
(Анна Ахматова)
Произношу слова «Серебряный век», а где-то в глубине души звенит хрустальный колокольчик… Именно после давно ушедших в прошлое школьных уроков литературы это словосочетание стало ассоциироваться в моём сознании с чем-то возвышенным и прекрасным. Мне, старшекласснику московской школы 711 (Кутузовский проспект, 24а), уже закончившему к тому времени детскую музыкальную школу по классу фортепьяно и полюбившему академическую музыку, поэзия Серебряного века казалась мелодией слов...
Поэзии и поэтам эпохи Серебряного века наш Великий Учитель – словесник Вера Романовна Вайнберг уделяла и много времени на уроках, и своего душевного внимания. Многие из моих одноклассников чувствовали, что эта тема очень близка ей. Думаю, что она была влюблена в поэтов той эпохи и их стихи. Эта любовь передалась и нам. Мне - то уж точно… Спасибо ей и низкий поклон за это…
Мои четыре толстые "на пружинках" тетрадки конспектов её уроков, которые она вела в моём классе в течение двух лет, моя мама сохранила… И по этим конспектам постараюсь рассказать о том, как в конце 60-х годов нам Вера Романовна рассказывала о том, что же это был за Серебряный век. Буду добавлять стихотворения, которые мне нравятся и которые мы учили наизусть и сдавали зачёты. А это значило, что после уроков в классе литературы небольшими группами читали наизусть то, что выучили…
Итак, давайте начнём.
Всё же, откуда появилось это название – Серебряный век?
Среди критиков и литературоведов нет единого мнения о первоначальном смысле понятия – «серебряный век».
Этим термином в начале XX века пользовались многие: поэт Владимир Соловьев, критик Борис Садовско́й, мемуарист Владимир Пяст (Пестовский), философ Василий Розанов и др. (полистайте 4 фото, почитайте к ним подписи)
Причём толковали это понятие применительно к отдельным явлениям в поэзии или в прозе. И в разные периоды.
Иногда к «родителям» термина «серебряный век» относят поэтов-модернистов. Тех, кто использовал прилагательное «серебряный» в своих стихах.
Например, Анна Ахматова. Её строки из «Поэмы без героя» приведены в начале этой записки. Далее, можно упомянуть Марину Цветаеву в посвящении Осипу Мандельштаму: «Разлетелось в серебряные дребезги зеркало, и в нём – взгляд… Я сегодня во сне рассыпала мелкое серебро… Серебряный клич – звонок. Серебряно мне – петь!»
Или в стихотворении Валерия Брюсова «Первый снег»: «Воплощение мечтаний, жизни с грёзою игра, это мир очарований, этот мир из серебра!»
Или строки Александра Блока в «Снежной маске» (посвящено Наталье Николаевне Волоховой, артистке театра Комиссаржевской):
«…Звезда, ушедшая от мира, ты над равниной – вдалеке… Дрожит серебряная лира в твоей протянутой руке…»
Или поэтические опыты Алексея Крученых:
«…иль прозвенело серебро в лучах невидимых что вечно не старо над низкой хижиной».
Таких примеров много.
Некоторые связывают авторство названия «Серебряный век» с именем философа Николая Бердяева. Но в его ранних трудах такого выражения нет. Там Бердяев использовал слово «декадентство». Во времена эмиграции он использовал термин «культурный ренессанс».
В 1933 году название «Серебряный век» для обозначения поэзии русского модернизма дал наш поэт Николай О́цуп в статье ««Серебряный век» русской поэзии».
В 1962 году в эмиграции вышла книга Сергея Маковского «На Парнасе Серебряного века». После этого термин окончательно закрепился как определение русской культуры конца XIX – начала XX века.
Интересно, что одной из первых попыток применить изящную метафору была предпринята Павлом Милюковым в его «пушкинской» речи в Сорбонне в 1924 г. по случаю 125-летия со дня рождения Пушкина. Там он говорил о «декадансе Серебряного века».
Важно уяснить: Серебряный век – это не просто набор русских поэтических имен. Это целое явление во всех областях духовной жизни России. Это эпоха необычайного творческого подъема и в поэзии, и в живописи, и в музыке, и в театральном искусстве, и в науках.
Тогда же развивается русская философская мысль. Давайте вспомним В. Соловьева, П. Флоренского, Н. Бердяева, Г. Федотова, И. Ильина, С. Булгакова.
Вспомним достижения и имена ученых А. Попова, И. Павлова, С. Вавилова.
А музыка? Культурный подъем нашёл отражение в творчестве С. Рахманинова, А. Скрябина, И. Стравинского.
А живопись? Появились принципиально новые способы отображения действительности. М. Врубель, И. Репин, М. Нестеров, В. Борисов-Мусатов, К. Перов-Водкин создали полотна, которые говорили с публикой на новом языке.
Возникли целые художественные школы и направления. Вспомним, например, «Мир искусства» во главе с живописцем Александром Бенуа.
На сцене творили Вера Комиссаржевская, Василий Качалов, Фёдор Шаляпин, Анна Павлова.
Константин Станиславский создал современный репертуарный театр. Позже блистал Всеволод Мейерхольд.
Нельзя забывать имя Сергея Дягилева, организатора знаменитых «русских сезонов» в Париже, открывшего для мира русский балет.
В чём причина феноменального культурного подъема в конце XIX – начале XX века? Его ещё называют «русским ренессансом». Посмотрим на атмосферу духовной жизни России на рубеже XIX - XX веков.
Философ Н. Бердяев так охарактеризовал это явление:
«Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувственности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму… Культурный ренессанс явился у нас в предреволюционную эпоху и сопровождался острым чувством приближающейся гибели старой России. Были возбуждение и напряженность, но не было настоящей радости… Культурно-духовное движение того времени было своеобразным русским романтизмом, оно менее всего было классическим по своему духу».
Поэзия – наиболее тонкий и чувствительный элемент культуры. Тогда она улавливала и всплеск духовности, и ощущение близкой катастрофы.
В поэзии получило распространение декадентство. Его мотивы нашли свое воплощение в модернизме. Причем происходило это не только в поэзии, но и в других искусствах.
Термин «декадентство» (фр. «dеcadance») происходит от латинского слова «decadentia» - «упадок». Это явление - оппозиция к общепринятой «мещанской» морали. Теперь проповедуется культ красоты как самоценность. Эстетизация греха и порока. В области сознания – чувство тревоги, страх перед жизнью, неверие в познание и изменение мира, в изменение самого человека.
Модернизм (фр. «moderne» – новейший, современный) в широком смысле - явление искусства и литературы ХХ века, где отходят от традиций внешнего подобия.
Основные черты модернизма в различных течениях искусства (фовизм, экспрессионизм, кубизм, авангардизм, сюрреализм, примитивизм и т. д.) – метафоры при построении образа, принцип ассоциаций, свобода в выборе выражений и формы запечатлеваемых настроений.
В поэзии модернизм — течения, где превалирует ощущение дисгармонии мира. Разрыв с традициями реализма. Эпатирующее восприятие. Преобладают мотивы утраты, одиночества и иллюзорной свободы художника. Он замкнут в пространстве своих фантазий, воспоминаний и ассоциаций.
Как итог: модернистскими будем называть литературные течения, противостоящие реализму.
Но модернизм не исчерпывал русскую поэзию начала ХХ века. Стихи модернистов количественно составляли очень небольшую часть тогдашней поэзии. В печати превалировала массовая поэзия. Она производилась по образцам 1870-х и 1880-х годов.
Но если говорим о поэзии Серебряного века, то имеем в виду поэзию именно русского модернизма. Она состояла главным образом из трёх крупнейших поэтических направлений: символизм, акмеизм и футуризм. Были и ещё направления со своими манифестами и т.п.
Каждое из этих направлений дало миру великие имена и превосходные стихи.
Нет единого мнения о хронологических границах Серебряного века. Началом принято считать 1890-е годы. Тогда стал проявляться символизм. И за точку отсчета обычно берут какое-либо из следующих событий. Они близки друг другу. Первое, это публикация в 1893 году статьи Дмитрия Сергеевича Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы».
Или 1895 год, когда появился на свет первый сборник стихов Валерия Брюсова «Шедевры». Или рождение на рубеже веков символистского издательства «Скорпион».
Апогей поэзии символистов - годы первой русской революции, 1905–1907. Тогда к основателям направления К. Бальмонту, Д. Мережковскому, З. Гиппиус, Ф. Сологубу добавляются имена А. Блока, А. Белого, Вячеслава Иванова.
И к концу первого десятилетия XX века символизм утрачивает ведущую роль. Возникают новые литературные течения. Это наследники символистов – акмеисты, а также их оппоненты – футуристы.
В это время появляются А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам, С. Городецкий, М. Кузмин, И. Северянин, М. Цветаева, В. Хлебников, В. Маяковский, С. Есенин, Б. Пастернак, В. Шершеневич и др.
То есть, начальный рубеж и период расцвета Серебряного века более ли менее точно определяется. А вот окончание – предмет споров и дискуссий. Поэт Наум Коржавин считал, что Серебряный век начался в 10-е годы ХХ века и закончился… с Первой мировой войной. Другие по-иному обосновывали верхнюю хронологическую границу: 1917-й, 20-е и даже 30-е годы XX века.
Думаю, что всё-таки правы те, кто говорил, что всё кончилось после 1917 года, с началом гражданской войны. Никакого Серебряного века после этого не было.
Серебряный век был оборван на полуслове, когда прозвучал выстрел, сразивший Гумилёва...
Серебряный век эмигрировал. В Берлин, в Константинополь, в Прагу, в Софию, Белград, Гельсингфорс, Рим, Харбин, Париж.
В русской диаспоре, несмотря на творческую свободу, несмотря на изобилие талантов, он не мог возродиться. Ренессанс нуждается и в национальной почве, и в воздухе свободы...
После 1917 года большевики национализировали все типографии, запасы бумаги. Издавать стихи стало негде. Только футуристы и имажинисты, пошедшие на компромисс с властями, смогли публиковать свои сборники.
Возникло небывалое большое количество «измов», школ, и каждое направление со своим манифестом. От многих из них, кроме манифеста, ничего не осталось...
Но всё-таки верхней границей Серебряного века обоснованней считать потрясения 1917 года. Они трагически отразились не только на поэзии. На всей русской культуре. Старая поговорка, что «настоящий художник всегда должен быть немного голодным», конечно, имеет под собой основу. Но Октябрьский переворот, гражданская война, разруха, голод развитию поэзии ни в коей мере не способствовали.
Да, в первые годы новой власти ещё продолжались какие-то искания в поэтическом искусстве. Но после создания РАППа (Российской ассоциации пролетарских писателей) и принятия в 1925 году постановления «О политике партии в области художественной литературы» всё было остановлено…
На долгие годы в советском искусстве в качестве единственно возможных утвердились пролетарская литература и метод соцреализма...
Да, краток был Серебряный век. Краток, но ослепителен. Судьбы практически всех творцов этого поэтического чуда сложились трагически. Время оказалось роковым. Но «времена не выбирают – в них живут и умирают» ...
Кровь, хаос и беспредел революции и гражданской войны уничтожили духовную основу существования поэтов Серебряного века.
Вскоре после переворота умерли Блок, Хлебников, Брюсов...
Другие эмигрировали: Мережковский, Гиппиус, Бунин, Вяч. Иванов, Бальмонт, Адамович, Г. Иванов, Бурлюк, Ходасевич, Саша Черный, Северянин, Цветаева и др.
Многие из них прожили остаток жизни за границей. Мечтали вернуться в Россию. Но возврат оказался событием горестным. Вспомним, что Цветаева, покончила с собой после возвращения на родину. Свели счёты с жизнью Есенин и Маяковский.
Те, кто остался в России, были уничтожены. Расстрелян по ложному обвинению Николай Гумилев...
Сгинули в лагерях Клюев, Мандельштам, Нарбут, Лившиц, Клычков, Введенский, Хармс...
Те, кто уцелел, оставаясь на родной земле, как Ахматова и Пастернак, были обречены на безмолвие...
Поэтов, решившихся сотрудничать с новой властью, тоже ждала незавидная судьба. Для Маяковского, Каменского, Городецкого это обернулось утратой таланта. Потеряли творческую индивидуальность.
Некоторые поэты ушли от стихотворчества. Занялись журналистикой, прозой, драматургией, переводами. Но ведь для настоящих поэтов написание стихов – процесс не творческий, а физиологический. Этот процесс входит в их «систему жизнеобеспечения». Поэтому неудивительно, что Шершеневич, Зенкевич, Липскеров и др. всю свою оставшуюся жизнь писали «в стол».
Многие из имён Серебряного века на долгие годы были забыты.
Но «ничто на земле не проходит бесследно». Явление «Серебряный век» - в стихах его создателей. Оно нам ещё раз напоминает, что только красота может спасти этот мир...
Этим и закончим наш первый урок, посвященный общей картине, название которой - «Серебряный век»...
Следующий урок посвятим символизму.
И в заключение приведу чудесное стихотворение философа-идеалиста, поэта Владимира Соловьева, предвосхитившего деятельность символистов:
«В тумане утреннем неверными шагами
Я шёл к таинственным и чудным берегам.
Боролася заря с последними звездами,
Еще летали сны - и, схваченная снами,
Душа молилася неведомым богам.
В холодный белый день дорогой одинокой,
Как прежде, я иду в неведомой стране.
Рассеялся туман, и ясно видит око,
Как труден горный путь и как ещё далеко,
Далёко все, что грезилося мне.
И до полуночи неробкими шагами
Всё буду я идти к желанным берегам,
Туда, где на горе, под новыми звездами,
Весь пламенеющий победными огнями,
Меня дождется мой заветный храм.»
1884, Владимир Соловьев (1853-1900)