Найти тему
Pro 1С:Предприятие

Все что нужно знать о 44-ФЗ

Оглавление
Все что нужно знать о 44-ФЗ
Все что нужно знать о 44-ФЗ

Вы знали, что за первое полугодие 2021 года электронные аукционы составили почти 90% всех закупок по 44-му федеральному закону? Этому факту есть простое объяснение. Дело в том, что большинство объектов закупки, необходимых заказчику, есть в так называемом аукционном перечне. Соответственно, покупая товары и услуги из этого перечня, заказчик обязан проводить электронный аукцион. Если заказчик нарушает это требование, то ему обеспечен административный штраф.

В этой статье вы узнаете как участвовать в электронных аукционах по 44-му федеральному закону. Поехали!

На всякий случай напомню, что электронный аукцион - это форма проведения закупки, при которой участники предлагают свои цены за исполнение контракта и могут снижать их, ориентируясь на предложения конкурентов. То есть кто-то делает свою ставку, вы в ответ ставку ниже и так далее до бесконечности пока пока не останется один участник.

И так, если вы еще ни разу не участвовали в электронных тендерах, вам нужно получить электронную подпись, зарегистрироваться в единой информационной системе и открыть специальный счет в аккредитованном для этого банке.

Рассмотрим всё это подробнее!

Шаг №1 - получение электронной подписи

Для работы в единой информационной системе и на электронных площадках нужно получить квалифицированную электронную подпись в удостоверяющем центре «Тензор». Электронную подпись оформят в течение часа и при желании могут доставить на дом или в офис.

Шаг №2 - регистрация в ЕИС

Если хотите участвовать в госзакупках, то регистрация в единой информационной системе (ЕИС) это обязательное условие. Кроме того, регистрируясь в ЕИС, вы автоматически проходите аккредитацию на всех восьми федеральных торговых площадках. Процесс регистрации выглядит следующим образом:

  • С помощью электронной подписи вы авторизуетесь на сайте gosuslugi.ru ;
  • В личном кабинете добавляете свою организацию. Основные данные заполняются из сертификата подписи. Вам останется лишь указать контактную информацию. Далее следует пятидневная проверка со стороны ФНС и получение положительных результатов проверки на электронную почту;
  • Ну и в конце нужно зайти в ЕИС по сертификату электронной подписи, дать согласие на перенос данных из gosuslugi.ru в ЕИС, заполнить недостающие реквизиты, прикрепить сканы учредительных документов, прикрепить выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, прикрепить решение об одобрении крупной сделки (в случае, если вы юр. лицо), а также внести данные о ваших сотрудниках (если таковые имеются), которые будут работать на электронных торговых площадках по доверенности.

Важный момент! Если вы все сделали правильно, то ваши данные будут проверяться один рабочий день. Еще один день уйдет на синхронизации ЕИС и федеральных торговых площадок в части ваших данных. Ну и естественно не будем забывать, что каждый может допускать ошибки, и зарегистрироваться в ЕИС с первого раза не получится, то есть придется подавать повторные заявки. Я это все к тому, что регистрация в единой информационной системе за сутки до начала закупочной процедуры - это плохая идея. Делайте всё заблаговременно!

Да, чуть не забыла, регистрация в единой информационной действует три года. За полгода до истечения срока регистрации появится возможность подать заявку на перерегистрацию - это опять же к тому, что всё нужно делать заранее!

Шаг №3 - открытие специального счета

После регистрации в ЕИС нужно открыть счет для обеспечения заявок на участие в закупках. Такой счет называется специальным и открывается в банке из списка одобренных Правительством РФ. При открытии спецсчета данные по нему автоматически передаются на электронные торговые площадки. Вы открываете один спецсчет и его достаточно для участия на всех площадках!

Шаг №4 - подтверждение квалификации

Для участия в закупках требуется заранее подтвердить вашу квалификацию на электронной площадке. Сей факт регламентирует постановления Правительства РФ № 99 от 4 февраля 2015 года. Соответственно и пакет документов можно найти в данном постановлении. Оператор торговой площадки проверяет их в течении пяти дней.

Шаг №5 - подготовка документов и подача заявки на участие

Период подачи заявок зависит от величины начальной максимальной цены контракта. Если НМЦК меньше либо равна 300 тыс. рублей, то период составляет от семи дней; если НМЦК более 300 тыс. рублей - то от 15 дней. За отведенное время вам нужно сделать заявку на участие, прикрепить к ней все необходимые документы и отправить торговой площадке.

Участвуя в том или ином тендере, нужно четко отдавать себе отчет, что вам понятны условия осуществления закупки. Если у вас возникают вопросы по техническому заданию или еще чему-то то можно и нужно подавать так называемые запросы на разъяснение. В запросе на разъяснение вы можете задать заказчику интересующие вас вопросы в свободной форме, главное, чтобы они были в рамках правового поля. Запросы на разъяснение также оформляются на электронной площадке. В рамках одного аукциона можно подать не более трех запросов. Заказчик в свою очередь обязан ответить на них в течении двух рабочих дней без указания организации, которая подала запрос, то есть вас. Все обезличено!

Теперь переходим к подаче заявки на участие. Заявка на участие в аукционе состоит из двух частей. Для каждой части на электронной площадке предусмотрена своя форма. Заполняем обе формы, прикрепляем соответствующие документы, подписываем электронной подписью и отправляем оператору площадки. В первой части вы соглашаетесь на выполнение работ или поставку товара в рамках условий заказчика. Если речь идет о поставке товара, то вы обязаны прикрепить к форме электронный документ, отражающий характеристики товара, а именно: страну происхождения товара, товарный знак и конкретные показатели товара. По итогам рассмотрения первой части заявки заказчик допускает или не допускает поставщиков к участию в аукционе.

В форме второй части заявки вы указываете информацию о себе: название организации, юридический адрес, контакты и ФИО ответственного за участие в закупке, далее подписываете сформированную площадкой декларацию о соответствии единым требованиям, предъявляемым к участникам электронного аукциона, ставите галочку о принадлежности к субъектам малого предпринимательства, если закупка проводится для СМП, затем прикладывает подготовленные документы. Вторая часть заявки будет рассматриваться после проведения аукциона.

Нужно понимать, что ваша заявка может быть отклонена, если вы не соответствуете требованиям закупки, указали недостоверную информацию о себе или приложили неполный пакет документов.

Теперь что касается обеспечения заявки. Заявка на участие в закупке обеспечивается денежными средствами на спецсчету участника. Сумма обеспечения составляет от 0,5% до 5% от начальной максимальной цены закупки на усмотрение заказчика. Соответствующая денежная сумма заморозится на спецсчете до окончания аукциона.

Если заявка составлена правильно, то оператор присвоит ей уникальный идентификационный номер. Если в заявке были допущены ошибки, оператор, соответственно, ее отклонит. Заявка может быть отклонена по следующим причинам:

  • Вы прислали ее после истечения срока подачи;
  • До истечения вашего срока регистрации на ЕИС осталось меньше трех месяцев;
  • Вы подали вторую заявку, не отозвав первую.

Шаг №6 - участие в аукционе

Ура, настал долгожданный момент кнопкодавства и красивых ставок! В назначенный момент вы и остальные участники заходите на электронную площадку и поочередно делаете ставки на понижение. Необходимо отметить, что шаг понижения составляет от 0,5 до 5 процентов, также очевидно нельзя делать ставку выше предыдущей, равной предыдущей и равной нулю. Это момент, где вы можете проявиться себя и потрепать нервы соперникам, делать красивые ставки в стиле "12345" или все единички или пятерочки, да и вообще увлекательно провести время, в особенности, если вы азартный человек! Правда не надо забывать, что соперники могут проделывать всё тоже самое… В конце побеждает участник, предложивший наименьшую цены.

После определения победителя аукциона назначается переторжка. Переторжка - это дополнительное время в размере десяти минут, в течение которого участники могут снизить свою цену и приблизить ее к цене победителя. Для чего это нужно? Если победитель не удовлетворит требованиям заказчика по второй части заявки, то его очевидно отклонят, и контракт получит участник, занявший второе место.

По итогам торгов оператор электронной площадки публикует протокол аукциона. Отражает в нем время начала и окончания аукциона, площадку, НМЦ контракта, а также и итоговые предложения участников. Далее заказчик рассматривает вторые части заявок, и при условии соответствия требованиям, заключает контракт с тем, кто предложил наименьшую цену.

Шаг №7 - подписание контракта

Поздравляю! Вы все корректно подготовили и разбили в честном бою всех конкурентов! Дело осталось за малым. Заказчик вам направит неподписанный проект контракта. Контракт нужно подписать в течении пяти дней после получения. И надеюсь радость победы не нарушит ваше чувство времени и реальности происходящего в целом, потому что, если вы не подпишите контракт в указанный срок, то оформите себе путевку в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года!

Одновременно с подписанием контракта нужно предоставить и его обеспечение, то есть денежную сумму, которая переводится на счет заказчика. Обеспечение может составлять от 0,5 до 30 процентов на усмотрение заказчика. Но не расстраивайтесь эти деньги вам возвращаются после успешного исполнения контракта. К тому же контракт не обязательно обеспечивать собственным деньгами, но можно обратиться в один из банков и сделать банковскую гарантию.

В конце хочу сказать, что перед подписанием контракта могут иметь место быть так называемые разногласия по контракту. Это когда проект контракта не соответствует извещению о закупке или документации к ней. В данном случае победитель может направить заказчику протокол разногласий. В течение трех дней заказчик направляет доработанный проект контракта в ЕИС. Если заказчик не согласен с протоколом, он отправляет прежний проект контракта и указывает причины, по которым отказывается вносить в него изменения.

Разногласия по контракту, кстати, довольно полезная для победителя вещь. Направление и ответ по протоколу разногласий позволяет выиграть для победителя время, когда это необходимо. Например у вас есть проблемы с получением банковской гарантии для обеспечения контракта в конкретном банке и вам нужно время для того, что оформить ее в другом. Делаете протокол разногласий, выигрываете это самое время и успеваете сделать банковскую гарантию.