Найти тему
Видеоредакторы в Linux

Режимы смешения в Kdenlive и Flowblade (часть 1)

Оглавление

Итак, буквально в двух словах, от том, что же такое «Смешение»? «Альфа-смешение» — это операция объединения источников пикселей в клипах находящихся на дорожке источника и на дорожке назначения для получения эффекта прозрачности в кадре.

Режимы смешения также называют режимами слоя Gimp) или режимами наложения Photoshop).

«Режим смешения» работает, как фильтр и может быть полезен для цветокоррекции клипа или как способ получения определённого эффекта.

В Kdenlive и Flowblade «Режим смешения» представлен композитным слоем между клипами расположенными на верхней и нижней дорожках.

В качестве иллюстрации будет использовано смешение фотографии девочки с «Генератором» «Цветные полосы».

Добавление режимов

В Flowblade

  1. Разместите один клип над другим.
  2. Щёлкните правой кнопкой мыши по верхнему клипу и выберите «Добавить композитор» → «Аффинное смешение» или «Смешение».
Для выбора нужного режима можно воспользоваться подразделом меню добавления композитора «Режим смешения», но следует учитывать, что режимы смешения в качестве композиторов не имеют никаких параметров. А чтобы поменять режим, придётся удалить имеющийся композитор и добавить вместо него новый.

Подробнее о работе с композиторами можно посмотреть здесь: Основы композитинга в Flowblade.

В Kdenlive

  1. Разместите один клип над другим.
  2. Щёлкните левой кнопкой мыши по нижнему углу верхнего клипа. По умолчанию добавится композиция «Вытеснение».
  3. В открывшейся вкладке «Стек эффектов/композиций» в левом верхнем углу выберите «Cairo аффинное смешение» или «Cairo смешение», или один из режимов смешения рассмотренных ниже или в следующих статьях.
В Kdenlive нет условного разделения композиций на подгруппы, а я не вижу смысла перечислять режимы смешения в этой статье, так как все они будут рассмотрены ниже или в следующих статьях.
Но оговорюсь, материал по композициям давно подготовлен и после рассмотрения всех режимов будет опубликован.

Подробнее о работе с композиторами можно посмотреть здесь: Переходы Kdenlive.

Описание режимов

Обычный

Режим «Обычный» не выполняет никаких операций. При установленной непрозрачности 100% на мониторе виден только изображение верхнего клипа.

Добавление (Addition)

Режим «Добавление» выполняет операцию сложения значений цвета смешивающихся пикселей в клипах. В результате все смешанные значения цвета среднего диапазона освещаются. 

Если смешать с дублирующим клипом изображение в кадре будет ярче. Если клипы на дорожках поменять местами результат останется неизменным.

Кадр слева — результат смешения фото с генератором. Кадр справа — фото смешенное с собственным дублем.
Кадр слева — результат смешения фото с генератором. Кадр справа — фото смешенное с собственным дублем.

Может использоваться в качестве выборочного текстурирования одного клипа, основываясь на более светлых областях второго.

Насыщенность (Saturation)

Режим «Насыщенность» смешивает насыщенность верхнего клипа (A) с яркостью и оттенками нижнего клипа (B). Чёрный, серый или белый цвета, присутствующие в верхнем клипе, обесцвечивают цвета нижнего клипа. Чёрный цвет на нижней дорожке остаётся чёрным, а серый и белый становятся розово-красными. Если на нижней дорожке разместить градиент от серого к белому, на выходе получим розово-красный градиент.

Если смешать с дублирующим клипом изображение в кадре не изменится. Если клипы на дорожках поменять местами результат изменится.

Кадр слева — цветные полосы на верхней дорожке. Кадр справа — цветные полосы на нижней дорожке.
Кадр слева — цветные полосы на верхней дорожке. Кадр справа — цветные полосы на нижней дорожке.

Может использоваться для частичного обесцвечивания клипа.

В Kdenlive 20.12.3, в композициях «Cairo аффинное смешение» и «Cairo смешение» «Насыщенность» не работает, в качестве обходного пути, воспользуйтесь композицией Saturation.
В Flowblade 2.8, в композиторах «Аффинное смешение» и «Смешение» «Насыщенность» отсутствует, в качестве обходного пути, воспользуйтесь композитором «Насыщенность» из подраздела меню добавления композитора.

Умножение (Multiply)

Режим «Умножение» выполняет операцию умножения пикселей верхнего клипа (A) с пикселями нижнего клипа (B) и делит на 255. При смешивании любого цвета с чёрным мы получим чёрный цвет, а при смешивании с белым, цвет не меняется. В результате изображение в кадре становится темнее.

Если смешать с дублирующим клипом изображение в кадре станет темнее. Если клипы на дорожках поменять местами результат останется неизменным.

Кадр слева — результат смешения фото с цветными полосами. Кадр справа — фото смешенное с собственным дублем.
Кадр слева — результат смешения фото с цветными полосами. Кадр справа — фото смешенное с собственным дублем.

Этот режим можно использовать во многих случаях, например для придания чёткости деталям или создания теней.

Экранирование (Screen)

Режим «Экранирование» противоположен режиму «Умножение». Он выполняет RGB [A] операцию экранирования между источниками пикселей, используя обобщенный алгоритм: D = 255 - (255 - A) * (255 - B). При смешивании любого цвета с белым мы получим белый цвет, а при смешивании с чёрным, цвет не поменяется. В результате изображение в кадре становится светлее.

Если смешать с дублирующим клипом изображение в кадре станет светлее. Если клипы на дорожках поменять местами результат останется неизменным.

Кадр слева — результат смешения фото с цветными полосами. Кадр справа — фото смешенное с собственным дублем.
Кадр слева — результат смешения фото с цветными полосами. Кадр справа — фото смешенное с собственным дублем.

Этот режим можно использовать для осветления видеороликов или для добавления в клип различных световых эффектов, например тумана.

Наложение (Overlay)

Режим «Наложение» выполняет RGB [A] операцию наложения источников пикселей, используя обобщенный алгоритм: D = A * (B + (2 * B) * (255 — A)).  Чёрный цвет в верхнем клипе затемняет, в нижнем остаётся чёрным. Белый цвет в верхнем клипе осветляет, в нижнем остаётся белым. Все участки которые светлее серого (128) осветляются, а те которые темнее затемняются.

Если смешать с дублирующим клипом изображение в кадре станет контрастнее в средних тонах. Если клипы на дорожках поменять местами результат изменится.

Кадр слева — цветные полосы на верхней дорожке. Кадр в центре — цветные полосы на нижней дорожке. Кадр справа — фото смешенное с собственным дублем.
Кадр слева — цветные полосы на верхней дорожке. Кадр в центре — цветные полосы на нижней дорожке. Кадр справа — фото смешенное с собственным дублем.

Может использоваться для добавления контрастности.

На сегодня всё.