Найти тему
Совет да любовь

Глаз Миронова, обеды Крачковской, акцент Гомиашвили, запой Филиппова... Почему Гайдай так часто менял любимых артистов?

У каждого режиссёра есть любимые артисты. Для Эльдара Рязанова - это Олег Басилашвили, для Георгия Данелии – Евгений Леонов, для Никиты Михалкова Юрий Богатырёв, а потом – Олег Меньшиков… Леонид Гайдай – другой случай. Он обожал открывать таланты, мог вознести на вершину славы совершенно неизвестного артиста, а в известном – открыть новые грани. Но нередко случалось так, что после съемок комедиограф навсегда забывал об открытом им таланте. Например, когда-то Гайдай протянул Андрею Миронову «свою бриллиантовую руку», а затем – не снял ни в одной картине. Почему? Попробуем разобраться….

1970 год. На киностудии «Мосфильм» Леонид Гайдай собирается снимать очередную комедию - «12 стульев». На роль Остапа Бендера объявлены грандиозные пробы! Пробуется вся театральная Москва. Артист Андрей Миронов получает персональное предложение. «Ну разумеется», - уверены в его окружении. Кто же ещё сыграет Остапа, как не Андрюша!». Ведь после «Бриллиантовой руки» прошёл всего год…

Пробы на Остапа Миронов прошёл прекрасно. Он не сомневался: роль будет его. Однако вызова на съёмки всё не было, а вскоре артист узнал, что Гайдай продолжает пробы, и понял, что оказался за бортом. Как же так?

Андрей Миронов и Леонид Гайдай впервые встретились на пробах к фильму «Контрабандисты» - именно сначала называлась картина «Бриллиантовая рука». Вернее, поводом для встречи были пробы. Режиссёр долго искал исполнителя на роль напарника Лёлика. Среди главных кандидатур были Георгий Вицин, Валерий Носик и даже – Михаил Пуговкин, но что-то не устраивало режиссёра. Поиски продолжались до тех пор, пока кто-то не посоветовал комедиографу сходить в театр Сатиры и посмотреть на Андрея Миронова в спектакле «Интервенция». «Ну вылитый Козодоев», - резюмировал советчик. И действительно, попадание было точным. В спектакле Андрей даже пел. «Готовый бандит», - подумал Гайдай, и вызвал артиста на пробы.

Гайдай ни разу не пожалел, что утвердил Миронова на роль. Артист оказался не только талантливым, но и на редкость трудоспособным. Оператор фильма Игорь Черных больше всех запомнил сцену, где Козодоев оказался в открытом море. Как только Миронова по сценарию сдернули с мостиков в воду, он начал бурно импровизировать. То он подныривал, долго оставался под водой, затем выскакивал, оборачивался в сторону камеры, кричал. Всё это было так здорово, что даже видавший виды оператор почувствовал, что артист работает на 100 процентов. А ведь сцена была чрезвычайно сложной. Ее снимали с помощью двух катеров. На одном ехал оператор, а рядом – следовал другой с леской, на которой держался артист. Было несколько дублей, и каждый раз Миронов работал на свои сто процентов.

Некоторые простые на экране сцены на деле чрезвычайно сложно было снять. Например, короткий эпизод, где сын Семёна Семёновича Горбункова стреляет в Козодоева мороженым, снимался целый день. Ассистент всё не мог попасть Миронову точно в глаз! Каждый раз после неудачного дубля артисту приходилось переодеваться и мыться с головы до ног. Ведь за столик он должен был сесть «с иголочки». Когда, наконец, это случилось, артист уже в который раз произнес "хороший мальчик» с такой интонацией, что вся съемочная группа покатилась со смеха...

Вместо мороженого на съемках в Миронова летел творог и сметана.
Вместо мороженого на съемках в Миронова летел творог и сметана.

Живой и яркий в кадре, за кадром Миронов валился с ног от усталости. Ведь съемки в кино не отменяли его работы в театре. После смены он нередко улетал на гастроли, на которые каждое лето выезжал театр Сатиры.

«Бриллиантовая рука» вышла на экраны кинотеатров в 1969 году. Успех был ошеломительный. За год комедию посмотрели 76 миллионов человек! Но почивать на лаврах Гайдай и не думал. Он приступил к поискам артистов для своего нового фильма – «Двенадцать стульев». На роль Остапа режиссёр попробовал Миронова одного из первых, но – артист предложения не получил. Было бы слишком предсказуемо после «Бриллиантовой руки», посчитал Гайдай. Ведь также безжалостно он расстался и с другими своими любимыми артистами – знаменитой «троицей» Никулин, Вицин, Моргунов, и открытым им Шуриком – артистом Александром Демьяненко.

На роль Остапа Гайдай искал точное попадание. Казалось, что этот процесс может продолжаться до бесконечности. Великим комбинатором могли бы стать Алексей Баталов, Олег Борисов, Валентин Гафт, Евгений Евстигнеев и даже Муслим Магомаев. Но из всех претендентов до финиша дошёл только … Владимир Высоцкий! Он-то и должен был стать новым любимчиком Гайдая. На «Мосфильме» даже готовились съемки с участием известного музыканта в роли Бендера. В павильоне построили квартиру, где Высоцкий должен был соблазнять мадам Грицацуеву и петь ей песню «Где среди пампасов бегают бизоны». Но до съемок дело не дошло. Высоцкий неожиданно пропал из Москвы. Сказалось его пагубное пристрастие к зелёному змию... Простить такое Гайдай не мог никому! Он остановил запуск и начал искать нового Остапа. Тут-то ему и попался Арчил Гомиашвили.

В городе Поти, где жил артист, он играл в спектакле « Приключения Остапа Бендера» - главную роль. Постановка пользовалась успехом. Зрителей ходило много. И однажды кто-то посоветовал Гайдаю обратить внимание на «грузинского Бендера». Режиссёр узнал, где ближайшее время будет гастролировать театр со спектаклем «Приключения Остапа Бендера» и вылетел на место событий.

Гомиашвили в роли Остапа покорил Гайдая. А на безвестного артиста в лице знаменитого комедиографа свалилась огромная удача. Этот фильмы был нужен им обоим. Вот только была одна неувязка: говорил Арчил с заметным грузинским акцентом, хотя неродной русский знал лучше родного языка.

Коренной грузин, Арчил Гомиашвили с детства прекрасно говорил по-русски. Его папа – член коммунистической партии, выучил этот язык первым в деревне. Гомиашвили без труда поступил в школу-студию МХАТ не по квоте для студентов из советских республик, а на общих основаниях. Не помешала даже судимость, которой к тому времени уже была отмечена биография будущего артиста. Он сел в тюрьму одновременно – за нелегальную торговлю и порчу государственного имущества. Арчил срезал кожу с кресел в кинотеатрах и продавал её с рук. Что и говорить, бизнесмен в душе артиста жил постоянно, причём – с бендеровскими замашками .

Театральный институт Арчил так и не закончил – у него снова появились проблемы с законом. На четвертом курсе Гомиашвили без ума влюбился в звезду советского кино Людмилу Целиковскую. В день 7 ноября начинающий артист пригласил свою возлюбленную в ресторан при гостинице «Националь». Была большая компания, и кто-то из друзей стал ухаживать за актрисой. Перенести это взрывной Арчил не смог. Завязалась драка, после которой кто-то из побитых будущим Остапом написал заявление в милицию. Его снова арестовали. Грозил новый срок.

Спасать сына от тюрьмы в Москву срочно приехала мама Арчила. Она смогла мирно уладить конфликт с потерпевшим за очень внушительную сумму. До суда дело не дошло, но юноше пришлось бросить институт. Гомиашвили вернулся в Грузию и устроился в местный театр, где, в паре с Юрием Любимовым, и поставил спектакль «Приключения Остапа Бендера». Когда его увидел Гайдай, то ему хватило нескольких сцен, чтобы решить, кого он снимет в своем фильме. Арчил был срочно вызван в Москву и практически сразу введен в кадр. Роль он учил почти за камерой. Причем, съемки начались с достаточно сложной сцены – собрание «Меча и орала». Но Гомиашвили удачно прошёл вступительный экзамен на роль.

Арчил Гомиашвили в роли Остапа. - Лёд тронулся, господа присяжные заседатели
Арчил Гомиашвили в роли Остапа. - Лёд тронулся, господа присяжные заседатели

Съемки фильма длились семь месяцев. Все это время между режиссёром и главным артистом зрел конфликт. Лидер по природе, Арчил Гомиашвили терпеть не мог указаний. А Гайдай требовал четкого исполнения его художественной задачи. Он упрекал вспыльчивого грузина, что тот не артист, а эстрадник, и требовал играть, а не кривляться.

Не раз за весь съемочный период Гайдай пожалел, что взял на главную роль эстрадного артиста. Да еще и с таким непростым характером. Поэтому режиссёр постарался избавить от Гомиашвили как можно скорее – он просто не пригласил актёра на озвучание…

На прощание партнёры высказали друг другу все, что думают. «Если бы я знал, что ты такой …-овёный режиссёр, я бы никогда не согласился сниматься», - кипел Арчил. «А если бы я знал, что такой …-овёный артист, то никогда бы не взял тебя на главную роль», - не отставал Гайдая. И всё же свою славу Гомиашвили получил благодаря фильме «12 стульев». Конечно же, на съемочной площадке они больше не встречались.

Совсем другая ситуация сложилась с Натальей Крачковской. Актриса с «арбузными грудями» снималась у Гайдая до последнего его фильма и стала его талисманом, причём – ОЧЕНЬ БОЛЬШИМ.

Своей популярностью самая пышная актриса СССР Наталья Крачковская обязана только Леониду Гайдаю. О карьере актрисы она мечтала с детства и, окончив школу, поступила на актерский факультет ВГИКа. Однако в самом начале первого курса попала в страшное ДТП и на два года полностью ослепла. Когда зрение вернулось, девушка не решилась поступать вновь. Она так и осталась – актрисой без образования.

Вместо учебы Наталья Крачковская стала ходить на пробы. Иногда она даже снималась в эпизодических ролях, но её крёстным отцом в кино всё равно стал Леонид Гайдай. «Я просто счастливый билет вытащила, когда попала к Гайдаю», не раз говорила актриса.

Их встреча произошла случайно. Гайдай искал актрису на роль мадам Грицацуевой. Как обычно, он перепробовал сотни кандидатур, остановив свой выбор на двух претендентках – Наталье Гундаревой и Нонне Мордюковой. Однако что-то смущало режиссера. Обе актрисы были в теле, но в них не было искренней простоты несчастной вдовушки. А в это время Наталья Крачковская, будучи женой звукооператора Владимира Крачковского, носила ему на «Мосфильм» обеды и тёплый чай в термосе. За этим занятием её и застал Гайдай. Совершенно умученный поиском он сказал второму режиссёру: «А может быть её?». «Конечно, конечно», - согласился совсем уже мёртвый от проб помощник.

Буквально на следующий день Крачковская получила сценарий. И уже на первых страницах ее ждало разочарование: в описании своей героини актриса прочитала – «арбузные груди , нос - обухом, расписные щеки и мощный затылок..." Неужели это я?! - подумала она и тут же расплакалась.

В костюмерной Мосфильма Крачковскую ждало новое разочарование: на актрису таких форм даже не нашлось костюма! «На танки у нас чехлы не шьют», - то ли в шутку, то ли всерьез часто вспоминала актриса слова костюмерши Зиночки.

Другая проблема возникла уже на съемках. По сценарию Крачковская должна была выполнять сложные трюки. А найти на студии дублеров подходящих габаритов не удалось. Пришлось Наталье Леонидовне самой вытворять бог знает что в редакции газеты «Гудок». Чего только стоит её проезд по транспортёрной ленте.

"Товарищ Бендер!"
"Товарищ Бендер!"

Знакомые нередко подтрунивали над актрисой: «Наташа, когда ты сядешь на диету?» На что Крачковская отвечала: «Не дождетесь»! И добавляла, что худеть ей запретил сам Гайдай!

Наталью Крачковскую с полным правом можно назвать ученицей великого комедиографа. Но Гайдай и сам обожал учиться: в одном из интервью режиссёр признался, что в части работы с артистами он многое перенял у Сергея Филиппова.

Сергей Филиппов был на 12 лет старше Гайдая. И когда комедиограф снял свой первый фильм, в послужном списке артиста было уже несколько десятков ролей. Несмотря на то, что в кино у комика не было звездных главных ролей, его знали и любили. И все же по-настоящему его актерский талант раскрывался на сцене. В ленинградском театре комедии под руководством Николая Акимова на Сергея Филиппова ставили спектакли.

Сергей Филиппов в фильме "12 стульев". - Брейте!
Сергей Филиппов в фильме "12 стульев". - Брейте!

Жил Сергей Филиппов в самом центре Ленинграда. Артист собирал библиотеку и коллекционировал антиквариат. Он одевался за границей и имел персонального шофёра. Такой жизни вполне можно было бы позавидовать, если бы не одно но: Филиппов крепко дружил с зеленым змием…

Филиппов выпивал не только на съемках в кино, но и в театре. Худрук театра комедии Николай Акимов много раз угрожал артисту увольнением, но один случай переполнил его чашу терпения. Стоя за кулисами в подпитии, артист стал резко комментировать действия артиста на сцене. А в это время шёл спектакль. Весь зрительный зал слышал замечания Филиппова и смеялся не над действием на сцене, а над ними, конечно же узнав знакомый голос.

Акимов не выдержал и выгнал любимого артиста из театра.

Оставшегося без работы Филиппова тут же приняли в штат Ленфильма, но ролей в кино как-то резко не стало. Популярность артиста пошла на спад. В этот тяжелый момент единственным, кто протянул руку помощи, оказался Гайдай. Он дал комику не просто работу, а главную роль.

Роль Кисы Воробьянинова снова вознесла Филиппова на волну успеха. За это спасительное предложение артист был благодарен Гайдаю всю жизнь. После «12 стульев» он снялся у режиссёра еще в шести фильмах. И ни разу он не сорвал съемку, поскольку во время работы терпеливо воздерживался от алкоголя…

Ни разу не подвел Леонида Гайдая и другой актёр, которого без преувеличения можно назвать главным любимчиком комедиографа – Георгий Вицин.

Гайдай и Вицин встретились в 1957 году. Тогда режиссер снимал свою первую комедию – «Жених с того света». Увидев необычайно талантливого артиста, он тут же предложил ему главную роль.

Комедия получилась слишком смелой по тем временам. Из неё выбросили все самые острые моменты, дали последнюю прокатную категории и показали только в периферийных кинотеатрах. Но дело было сделано: Гайдай нашел своего артиста!

Когда режиссёр задумал создать свою кино-троицу, Вицин стал первым, кто туда вошел. Только потом добавился Никулин и самым последним - Моргунов.

Во всех фильмах с участием троицы персонаж Георгия Вицина не просыхал. Он так натурально играл пьяницу, что зрители были уверены – артист конченый алкаш. Однако в жизни Вицин даже не пробовал алкоголь. В пивной сцене в «Кавказской пленнице» он, наверное, впервые в жизни выпил пива. Причем, артист хотел только сделать вид, но режиссёр настоял, чтобы все было по правде.

Вицин начал вести здоровый образ жизни, когда такого понятия как ЗОЖ не было и в помине. Каждое утро он промывал пазухи носа, не ел мяса и уже тогда выучил йогу – ещё мало кому известную восточную гимнастику.

Георгий Вицин в жизни
Георгий Вицин в жизни

В перерывах между съемками он не сидел со всей съемочной группой и не травил анекдоты, как было принято, а уходил в лес, любовался природой или медитировал. Он мог неожиданно появиться с букетом полевых цветов. Его все считали немного не от мира сего.

Когда после фильма «Кавказская пленница» Гайдай решил распустить свою троицу, то он даже не думал расставаться с Вициным. Для него готовилась новая роль – Гоши Козодоева в фильме «Бриллиантовая рука». Именно под Вицина писали свой сценарий Костюковский и Слободской. Но не сложилось. На фоне Папанова Вицин казался не таким уж молодым…

Не нашлось для него роли и в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», хотя актёр проходил пробы на роль управдома Бунши и царя Ивана Грозного. Управдом у него получался хорошо, а вот царь выходил не таким убедительным. Но Гайдай решил, что Георгий Михайлович слишком мягок для образа грозного царя.

Неоднократные отказы никак не повлияли на отношение артиста к режиссеру. Вицин терпеливо ждал новой «гайдаевской» роли. После роспуска знаменитой троицы он сыграл еще в четырёх фильмах великого комедиографа, а после смерти Леонида Иовича остался без ролей и жил на скромную пенсию артиста.

Комедии Леонида Гайдая, несмотря на их очевидный успех у публики, критики считали низким жанром. В них не было ни глубоких размышлений, ни острой сатиры. Но самым главным признанием заслуг этого великого режиссёра был и остаётся смех его зрителей… А артисты, которые имели счастье побывать у него на съемочной площадке, навсегда запоминались даже в крохотных ролях. Что уж говорить о главных персонажах?!