Найти тему

Как помочь детям с ОНР лучше понимать текст?

Для успешного обучения детям необходим достаточный уровень владения навыками устного и письменного текста. На сегодняшний актуальна проблема понимания текстового сообщения для детей с общим недоразвитием речи. Вследствие этого возникают проблемы, которые влияют на формирование читательских умений, текстовой деятельности и т. д.

В настоящее время вопрос об особенностях формирования механизмов понимания текстовых сообщений в онтогенезе широко обсуждается в психологической, лингвистической, филологической и специальной литературе.

Анализ показывает, что формирование понимания текстового сообщения у младших школьников с ОНР недостаточно освещена в современных источниках. В основном говорится о нарушении у детей понимания речи, но не дается качественный анализ.

Возвращаясь к основной теме статьи специалисты «Дар речи» представили поэтапную работу логопеда с ОНР.

Основная задача — активизация мотивационных, познавательных, личностных ресурсов ребенка до знакомства с содержанием. Отметим следующие задания:

  1. Прогнозирование содержания текста по смысловым опорам.
  2. Актуализация знаний о предмете, герое, явлении.
  3. Актуализация кругозора.
  4. Рисование на основе прогнозирования.

На втором этапе происходит непосредственное обучение младших школьников с ОНР пониманию смысла прочитанного текста на основе его анализа.

К коррекционно - развивающей работе можно отнести:

  1. Заполнение смысловых пропусков в тексте с помощью опор.
  2. Восстановление событий в тексте.
  3. Анализ смысловых опор текста.
  4. Верификация намеренно включенных в текст ошибок.

На третьем этапе выполняются послетекстовые задания, которые направлены на соотнесение гипотезы, которая была сформулирована ребенка на первом этапе обучения.

Рассмотрим задания третьего этапа обучения:

  1. Обсуждение полученных знаний.
  2. Связь полученных знаний с личным опытом.
  3. Применение полученных знаний.
  4. Оценка эмоционального отношения к прочитанному.
  5. Самооценка, рефлексия.

Таким образом, после выполнения таких заданий ребенок сможет воссоздавать полную картину по отношению к содержанию текста.

Источник: https://center-rechi.ru/