Для успешного обучения детям необходим достаточный уровень владения навыками устного и письменного текста. На сегодняшний актуальна проблема понимания текстового сообщения для детей с общим недоразвитием речи. Вследствие этого возникают проблемы, которые влияют на формирование читательских умений, текстовой деятельности и т. д.
В настоящее время вопрос об особенностях формирования механизмов понимания текстовых сообщений в онтогенезе широко обсуждается в психологической, лингвистической, филологической и специальной литературе.
Анализ показывает, что формирование понимания текстового сообщения у младших школьников с ОНР недостаточно освещена в современных источниках. В основном говорится о нарушении у детей понимания речи, но не дается качественный анализ.
Возвращаясь к основной теме статьи специалисты «Дар речи» представили поэтапную работу логопеда с ОНР.
Основная задача — активизация мотивационных, познавательных, личностных ресурсов ребенка до знакомства с содержанием. Отметим следующие задания:
- Прогнозирование содержания текста по смысловым опорам.
- Актуализация знаний о предмете, герое, явлении.
- Актуализация кругозора.
- Рисование на основе прогнозирования.
На втором этапе происходит непосредственное обучение младших школьников с ОНР пониманию смысла прочитанного текста на основе его анализа.
К коррекционно - развивающей работе можно отнести:
- Заполнение смысловых пропусков в тексте с помощью опор.
- Восстановление событий в тексте.
- Анализ смысловых опор текста.
- Верификация намеренно включенных в текст ошибок.
На третьем этапе выполняются послетекстовые задания, которые направлены на соотнесение гипотезы, которая была сформулирована ребенка на первом этапе обучения.
Рассмотрим задания третьего этапа обучения:
- Обсуждение полученных знаний.
- Связь полученных знаний с личным опытом.
- Применение полученных знаний.
- Оценка эмоционального отношения к прочитанному.
- Самооценка, рефлексия.
Таким образом, после выполнения таких заданий ребенок сможет воссоздавать полную картину по отношению к содержанию текста.
Источник: https://center-rechi.ru/