Герой нашего интервью – прославленный российский легкоатлет, выпускник НИУ «БелГУ», Заслуженный мастер спорта России, тренер-преподаватель спортшколы из Бирюча Владимир Бычков, для которого делом жизни стал супермарафон или суточный бег. За свою спортивную карьеру Владимир Алексеевич преодолел дистанцию более чем в два экватора, став 7-кратным призёром чемпионатов мира, 3-х кратным чемпионом Европы и 7-кратным призёром чемпионатов Европы.
– Владимир Алексеевич, как Вы начали заниматься спортом и когда поняли, что Ваше призвание – быть спортсменом?
– Физкультура мне нравилась с детских лет. В 1982 году после окончания школы, когда поступил в новооскольский техникум, я всерьёз увлёкся спортом – лыжами, велоспортом. Учась в техникуме, на выходные в родное село Плюхино ездил на велосипеде. Это сорок километров. По окончании обучения оставил велосипед и уже без труда добирался домой лёгким бегом. С 1986 по 1989 год служил на Северном флоте на подводной лодке, поэтому спорт на время отошёл на второй план. Мне кажется, в том, что команда по 76 суток ходила вокруг Европы через Средиземное море без всплытия, был некий промысел что ли, ведь впоследствии, став легкоатлетом-марафонцем, в общей сложности мне удалось более двух раз обогнуть экватор. Такие путешествия сопровождают мою жизнь. Демобилизовавшись, поступил в Белгородский пединститут и одновременно на своей малой родине работал в школе учителем физкультуры и тренером в спортивной школе.
– Владимир Алексеевич, Вы являетесь выпускником факультета физической культуры Белгородского госуниверситета. Оцените роль преподавателей в Вашем формировании как спортсмена?
– Всегда с теплотой вспоминаю преподавателя психологии Евгения Васильевича Воронина, который делился бесценными знаниями в плане настроя перед важными стартами, как отсекать всё ненужное и концентрироваться только на дистанции, и, конечно, ещё одним важным наставником был для меня непревзойдённый массажист Владимир Андреевич Савченко. Благодаря которому я научился «читать» своё тело, что архиважно, когда бежишь на сотни километров.
– Что такое суточный бег?
– Это ещё то испытание! Классический марафон – это сорок два километра, есть марафон на сто километров, а у нас, к примеру, в 8 утра старт соревнования, а в 8 утра следующего дня – финиш. Время ограничено, а дистанция – нет. Спортсмены могут бежать как по шоссе, так и соревноваться на стадионе. Кто больше пробежит, перетерпит, тот и поднимется на высшую ступень пьедестала. Мой лучший результат – 258 километров 534 метра на чемпионате мира во Франции в 2010 году.
– Владимир Алексеевич, почему вы выбрали этот вид спорта, который требует невероятных нагрузок и самоотдачи?
– Была цель стать спортсменом и не оставлять то дело, ради которого, возможно, я родился. Но жизнь такова, что ты не всегда имеешь возможность основательно заниматься чем-то одним. У меня был долгий перерыв в связи с семейными обстоятельствами, но в 32 года я возобновил тренировки как марафонец. Конечно, скоростные качества поубавились, но природная выносливость меня не оставила. В 2000 году стал кандидатом в мастера спорта, преодолев дистанцию в сто километров. Немногим позднее отправился на «сотку» в Санкт-Петербург. Но мой друг Игорь Тяжкороб сказал – попробуй себя в суточном беге, потому что у тебя есть выносливость и умение терпеть. Выкопали картошку дома в деревне, и я поспешил в Северную столицу на чемпионат России. Это была первая моя супермарафонская битва за медаль. Проиграл лишь Анатолию Кругликову – легендарному спортсмену своего поколения.
– Первое крупное соревнование и такой результат, впечатляет!
– Мог добиться и большего, потому что ещё не знал всех тонкостей, а их в суточном беге немало. Меня подвела передышка. Это сейчас я знаю, что после остановки ход замедляется. Не нужно было останавливаться, ведь силы ещё были. Однако, как есть – уступил два километра, но легенде супермарафона! Выполнил норматив мастера спорта международного класса.
– Владимир Алексеевич, расскажите, пожалуйста, о Вашем самом запоминающемся успехе? Какие сложности пришлось преодолеть?
– В феврале 2006 года в Тайвани проходил чемпионат мира. Из России нашу команду провожал мороз в 42 градуса, а в Тайвани встретила летняя погода с температурой воздуха плюс 26. Перепады температур, акклиматизация, тринадцать часов шёл дождь. Преследовало нехорошее ощущение, что вся колоссальная работа – сборы, тренировки – может пойти насмарку. Имели место и финансовые трудности. В этом смысле команде всегда помогал председатель областного спорткомитета Валерий Кириллович Шевригин. Прошли пятнадцать километров, наш лидер Анатолий Кругликов сошёл с дистанции. На двадцатом часу я проигрывал только спортсмену из Японии, шёл вторым, но «набил» ноги. Ужасная боль! Последние четыре часа вымучивал километр за километром, но меня обошёл француз. Одежда мокрая, подмышки растёр до крови, но дотерпел и стал третьим, опередив итальянского спортсмена. 246 километров позади, сил нет. Мне поставили капельницу, и с ней я отправился на допинг-контроль, пропустили без очереди (смеётся).
– Спортсмены из каких стран наряду с нашими атлетами являются законодателями мод в суточном беге? Что отличает россиян от конкурентов?
– Очень сильны японцы, у них буквально в крови упорство, верность своему делу. Выдающиеся спортсмены есть среди французов, американцев, но русский человек всегда умел терпеть, не пасовать перед трудностями. Мой личный опыт участия в соревнованиях и опыт моих знаменитых предшественников это подтверждает. Без терпения и преодоления себя – никуда, как и без упорных тренировок. Таков наш национальный характер. Мы может сами себе создавать трудности, но потом героически спасать ситуацию. Хотел бы отметить вклад моей жены Оксаны в мои достижения. Она хороший психолог. Думаю, что без её помощи блеск медалей мог быть другим…
– Владимир Алексеевич, мы знаем, что сейчас Вы работаете тренером. Тренировать сложнее?
– Интересный вопрос. Тренировать сложно. Всё нужно прочувствовать на себе, а потом передать лучший опыт подопечному. Бывает, что жаль становится молодых ребят, подумав о том, что им предстоит на сто пятидесятом километре, двухсотом километре... Переживаю за своих воспитанников. Они волевые, трудолюбивые ребята, которые выполнят всё, что я им скажу. Сегодня Сергей Дубровский – чемпион России на дистанции 800 и 1500 метров, Руслан Хорошилов много раз становился победителем первенств страны на марафонских дистанциях, есть и другие ребята, у которых всё впереди. Я не имею права ошибиться как тренер, потому что мои ошибки дорого будут стоить моим воспитанникам. Поэтому всегда стараюсь быть на острие времени, перенимать опыт выдающихся тренеров, таких как Анатолий Кругликов, например.
– Что отличает Вас как тренера от Вас как спортсмена?
– Знаете, я был строг к себе будучи спортсменом, переживал из-за ошибок, травм. Теперь, когда моя работа направлена на воспитание нового поколения спортсменов, я стараюсь, чтобы мои ребята не столкнулись с трудностями, с которыми довелось встретиться мне.
– Ваши ученики неоднократно завоёвывали медали на легкоатлетических соревнованиях различного уровня. Как вам удаётся находить перспективных спортсменов?
– Во время соревнований, в том числе самого, казалось бы, заурядного уровня. Однако в провинции можно найти бриллиант и приняться за ювелирную работу тренера. Почти все мои ученики – уроженцы сёл. Простые русские парни. Сергея Дубровского увидел на областных соревнованиях по кроссу. Смотрю – легко бежит. Спросил: у кого ты тренируешься? Он сказал, что ни у кого. Есть и профессиональные тонкости: учитывается антропометрия – рост, телосложение, ну и характер, конечно. Проводим ультразвуковое исследование сердца, чтобы выход аорты был соответствующего размера, делаем анализ крови. В общем, изучаем человека вдоль и поперёк.
– Расскажите, пожалуйста, об успехах Ваших учеников?
– Сергей Дубровский, о котором я уже говорил, с юниоров – на высоких позициях, выигрывал во всех возрастах 800 и 1500 метров. И сегодня он чемпион России на дистанции 800 и 1500 метров. Руслан Хорошилов – пятикратный чемпион России по горному бегу. Успехи могли быть громче, однако в силу известных событий наша отечественная федерация лёгкой атлетики не допущена к международным соревнованиям.
– Летом 2020 года вы стали обладателем премии им. серебряного призёра летней Олимпиады 1980 года по легкоатлетическому десятиборью Юрия Куценко. Какое духовное значение имеет для вас эта награда?
– С Юрой, который, к сожалению, ушёл от нас, мы были знакомы давно. Помню, в 2008 году вместе летали в Пекин на летние Олимпийские игры в качестве зрителей. Много общались и раньше, в том числе по методикам тренировок, хотя у нас разная специфика: он многоборец, я – сверхмарафонец. Юра был порядочным человеком. Делился воспоминаниями: рассказывал интересные истории из своей жизни, в том числе спортивной – как завоевал серебро на Олимпиаде в Москве в десятиборье. В житейском смысле у нас много общего, например, – пристрастие к охоте. Юра собирался ко мне приехать, хотели с ним отправиться на природу. Здесь даже не охота главное, а человеческое общение, но не получилось, такова судьба… Для меня получить премию его имени очень почётно.
– Владимир Алексеевич, как вы сегодня сотрудничаете с НИУ «БелГУ»?
– Четверо ребят, которых я тренирую, являются студентами факультета физической культуры педагогического института. С деканом Игорем Никулиным мы постоянно на связи. Если кратко – наша задача готовить спортсменов, помогать перспективным школьникам, которые хорошо зарекомендовали себя на соревнованиях, получить образование в педагогическом институте. Есть уверенность, что своими достижениями в будущем они продолжат утверждать спортивный престиж Белгородского государственного университета.
– И в завершение интервью несколько советов от титулованного спортсмена молодому поколению.
– Ничего нового не открою: есть старинная пословица – под лежачий камень вода не течёт. Ставьте высокие цели и достигайте их!