Многим из вас, уважаемые читатели, наверное, знаком роман Дэвида Брауна «Точка обмана» (Deception Point).
В нем на фоне битвы между действующим президентом США, стремящимся сохранить свое кресло, и его конкурентом – сенатором, разворачивается масштабная спецоперация с «псевдометеоритом», якобы доказывающим возможность наличия жизни вне Земли.
Как выясняется по ходу дела, это была многоходовая комбинация директора Национального управления воздушно-космической разведки США (National Reconnaissance Office – NRO) с целью поставить под контроль спецслужб всю космическую деятельность Америки.
Произведение это, написанное Дэном Брауном еще в 2001 году, изобилует описанием разного рода секретных и уникальных образцов вооружения и снаряжения, которые используют его герои в разных ситуациях.
Так, спецназовцы из «Дельты», направленные в Арктику для слежения за действиями группы ученых, используют миниатюрный дрон-разведчик, который «косит» под обычного комара.
Созданный с применением принципов биомимикрии – использования человеком в своей научно-технической деятельности проверенных веками решений природы – и имевший в длину всего один сантиметр, этот дрон мог подзаряжаться от любого источника энергии: электросетей, блоков питания, мониторов, ноутбуков, холодильников, электромоторов, аудиоколонок и даже сотовых телефонов.
«Комару» достаточно было оказаться в зоне досягаемости магнитного поля любого из этих или иных схожих образцов техники, как он тут же пополнял запас своей энергии и начинал пересылать на базу собираемую его сверхчувствительными микросенсорами видео- и аудиоинформацию.
В одной сцене летающий микроробот даже использовался для устранения одного из ученых, ставшего нежелательным свидетелем.
Возможно, кто-то, читая об этом, как говорил капитан Зеленый в "Тайне третьей планеты", «чуде враждебной техники», подумал, что это талантливая выдумка автора романа.
А вот и нет – подобного рода насекомое спецназначения было создано специалистами Научно-технического управления Центрального разведывательного управления (ЦРУ) США еще в далекие 1970-е годы.
Insectothopter, как назвали свое детище его создатели, представлял собой инсектоптер - летательный аппарат сверхмалого класса, имитирующий «конструкцию» и технику полета насекомых.
Правда, цэрэушный мини-робот энергию ни у кого не крал, а работал на собственной, такой же миниатюрной, но вполне мощной энергоустановке!
Впрочем, с другой стороны, его «способности» были также ограничены – он мог только подслушивать, а вот передавать фото- или видеоданные эта «букашка» была не в состоянии.
«Жучок» с доставкой
Спецслужбы многие десятилетия используют различные технические приспособления, позволяющие их агентам подслушивать и подглядывать за интересующими их объектами.
Однако, если организация прослушки в отношении разрабатываемых объектов заблаговременно – путем установки хорошо всем известных по шпионским и детективным литературным произведениям и кинофильмам «жучков» – хоть и связана с определенными трудностями, но в целом уже давно была отработана, то выполнение такой операции в оперативном плане представляло собой намного более сложную задачу.
Безусловно, если интересующий агентов «объект» использует телефон, его можно подслушать через этот самый канал связи, но как подслушать обычный разговор людей со значительного расстояния?
Выход был найден: специалисты ведущих разведок стали активно работать над созданием специальных технических устройств, с помощью которых можно было бы вести запись или дистанционную передачу аудио- или аудиовизуальной информации удаленно, не входя в зону видимости «объекта», за которым ведется слежение.
Одним из таких образцов специальной аппаратуры и должен был стать дистанционно-управляемый мини-дрон, оснащенный такими же миниатюрными микрофоном и передатчиком: это позволяло издалека подслушивать так интересующий спецагентов ЦРУ разговор.
Более того, чтобы «объект» или кто-то посторонний не смог догадаться, что настырно жужжащее рядом «чудо» – это «длинная рука» спецслужб, данный летающий микроробот должен был даже внешне быть похожим на обычное насекомое. В нашем конкретном случае – на обычную стрекозу, коих превеликое множество летает вокруг в теплое время года.
Что и было сделано по итогам длительного ручного труда, так что на строго засекреченном до недавних пор цэрэушном летающем «жучке» можно было смело ставить не только лейбл «Made in CIA», т.е. «Сделано в ЦРУ», но еще и знак «Hand made», т.е. «Сделано вручную».
«Стрекоза» в футляре
Разработку уникального образца шпионской техники осуществляли спецы особого Научно-технического управления ЦРУ США.
Управление создано в 1963 году, его деятельность - строго засекречена, а результаты его трудов в виде тех или иных образцов спецтехники или технологий становятся известны широкой общественности либо в случае провала агента-разведчика, либо же в результате рассекречивания.
С летающим «жучком» случилось именно последнее.
В 2003 году, возможно, что к 40-летнему юбилею Научно-технического управления, данный некогда сверхсекретный проект руководство ЦРУ решило по каким-то причинам предать гласности.
Был обнародован внешний вид «стрекозы»-шпионки и краткая информация о ее создании. Но до того никто даже и не предполагал, что уже в 1970-е годы американская разведка смогла создать реально работающий беспилотник-аудиоразведчик массой всего один грамм!
Впрочем, изначально спецы из Научно-технического управления ЦРУ разработали миниатюрное подслушивающее устройство – «жучок» или точнее лазерный микрофон, работавший следующим образом.
В районе «объекта» размещался миниатюрный стеклянный шарик (или несколько таких шариков), на который издалека – оттуда, где размещался агент-наблюдатель, – постоянно светил лазерный луч.
Под воздействием возникающих при разговоре людей акустических волн стеклянный шарик совершал колебания (работал в качестве своеобразной мембраны обычного телефона или микрофона), в результате чего отражаемый назад лазерный луч, скажем так, был «неровным», то есть оказывался соответствующим образом промодулированным.
В приемнике, куда поступал промодулированный отраженный лазерный луч, происходил обратный процесс – колебания лазерного луча преобразовывались в акустические, в результате чего на выходе агент-наблюдатель получал запись разговора, который на том конце, нет, не провода, а лазерного луча, вел интересующий спецслужбу «объект».
Аналогичный принцип ретрорефлектора был использован спецами из ЦРУ при создании в 1970-е годы системы лазерной акустической разведки. Она позволяла прослушивать разговор, ведущийся в комнате, снимая информацию посредством «подсветки» окна этой комнаты лазерным лучом. В этом случае в качестве мембраны микрофона работало уже оконное стекло.
Работу такой системы можно увидеть в фильме «Телохранитель» режиссера Александра Иванова, вышедшем в начале 1990-х: главный герой фильма – офицер КГБ Павел Селихов в исполнении Владимира Литвинова – подслушивает таким образом из здания напротив разговор Леонида Ильича с соратниками.
Однако был у этой системы и существенный изъян – миниатюрный микрофон, а точнее его стеклянную «мембрану» в виде стеклянных шариков, необходимо было доставлять в район искомого «объекта» с помощью дополнительного устройства или системы, то есть носителя.
Тогда, как указывается в рассекреченных материалах, замначальника Научно-технического управления ЦРУ Дон Резиер решил использовать в качестве носителя миниатюрный дрон, способный преодолеть требуемое расстояние и доставить «жучок» к требуемому «объекту».
Руководителем проекта назначили Чарльза Эдкинса, а его осуществление поручили Центру перспективных технологий (Advanced Technology Center - ATC).
Первоначально, как указывается в описании к рассматриваемому микро-беспилотнику в соответствующем разделе на сайте ЦРУ США, речь шла о носителе в виде шмеля. Причем в рассекреченных воспоминаниях Чарльза Эдкинса утверждается: инициатором этого стал сам Дон Резиер.
«Я хочу, чтобы ты построил шмеля, который сможет совершить полет по лазерному лучу и сесть затем прямо рядом с целью», – приводит Ч. Эдкинс слова своего бывшего начальника, указывая, что у него даже не нашлось, что сказать в ответ на это предложение.
Однако неожиданно один цэрэушник, а по совместительству – энтомолог-любитель, имя которого в рассекреченных документах удалено цензурой, предложил другой, более интересный и многообещающий вариант – создать требуемый носитель в виде стрекозы.
Дело заключалось в том, что этот секретный инженер в обычной жизни активно увлекался изучением стрекоз и даже собрал внушительную коллекцию последних. И по его мнению, беспилотник-стрекоза был бы более эффективен в эксплуатации, чем дрон-шмель.
Свое утверждение он аргументировал тем, что аэродинамическая форма стрекозы намного более подходит для использования в качестве основы для беспилотника: стрекоза может не только совершать взлет и посадку по-вертолетному и выполнять горизонтальный полет, как самолет, но еще и зависать в воздухе, что важно при ведении наблюдения за «объектом».
Кроме того, стрекоза может искусно планировать в воздушном потоке, экономя энергию в длительном полете, а построенный по аналогичной схеме дрон сможет безопасно спланировать на землю в том случае, если выйдет из строя его двигатель или же банально кончится топливо.
Далее, как вспоминал позже Чарльз Эдкинс, этот специалист принес кое-что из своей коллекции и представил на суд сотрудников проекта.
Сначала инженеры с помощью лупы тщательно рассмотрели «конструкцию» стрекозы. А затем была проведена демонстрация ее способности планировать: инженер вытащил одну из своих "подопечных" и бросил ее – она совершила два круга и мягко спланировала на стол.
В общем, идея упала на благодатную почву – носитель цэрэушники решили все же делать в виде стрекозы.
Впрочем, поскольку работа эта оказалась в буквальном смысле слова ювелирной и требовала высочайшей точности, поручить ее «рыцари плаща и кинжала» решили не просто технику, пусть и с приставкой «спец», а специалисту еще более высокой квалификации.
В роли последнего выступил другой инженер-цэрэушник – уже отнюдь немолодой специалист, который в свободное время серьезно увлекался часовых дел мастерством и добился в этом приличных результатов.
«Созданный часовщиком, Insectothopter имел миниатюрный струйный генератор, который обеспечивал движение крыльев вверх и вниз с надлежащей скоростью, что позволяло, в свою очередь, обеспечить как подъемную силу, так и силу тяги, – указывается в описании летающего микро-робота-«слухача», размещенном на сайте ЦРУ. – Часть выхлопных газов, получавшихся при сгорании топлива, использовалась для обеспечения работы генератора, тогда как остальной объем выхлопных газов, испускаемых сзади (там имелось миниатюрное сопло. – Авт.), обеспечивал дополнительную силу тяги».
Максимальная длина механической «стрекозы» составляла всего 6 см, ее ширина, а точнее размах крыльев достигал 9 см, а высота - всего 1,5 см.
Скорость крейсерского полета составляла 15 футов в секунду (около 4,57 м/с), но скорость ветра при этом не должна была превышать 10 футов в секунду (около 3,05 м/с).
Ввиду небольших размеров, маскировку дрона-шпиона под стрекозу пришлось, естественно, выполнять вручную.
Причем глаза «стрекозы» были не простыми - они являлись теми самыми ретрорефлекторами, которые и играли роль «мембраны» в новом лазерном подслушивающем устройстве. Масса всех ретрорефлекторов составляла, по разным данным, от 0,1 до 0,2 грамма.
Особый интерес представляет то, как спецы из Лэнгли обеспечили управление своим миниатюрным беспилотником-шпионом в полете.
Поскольку использовать радиоуправление не представлялось возможным из-за значительной массы элементов такой системы, систему управления полетом мини-дрона построили на использовании инфракрасного лазера.
Регулируя мощность лазерного луча, оператор мог нагревать расположенную в хвосте «стрекозы» особую биметаллическую полоску, управляя таким образом микро-дроном по курсу, тогда как полное прекращение нагрева этой полоски приводило к тому, что она перекрывала мини-сопло и беспилотник выполнял посадку.
Портативная система лазерного управления получила обозначение «ROME Laser».
С испытаний в отставку
Результаты испытаний нового микро-дрона превзошли все ожидания разработчиков.
Выяснилось, что рукотворная «стрекоза», имеющая максимальную взлетную массу всего около 1 грамма, способна продержаться в воздухе не менее 60 секунд, покрыв за это время расстояние в 200 метров – в два раза больше того, что требовалось по тактико-техническому заданию.
Причем разработчикам удалось превзойти показатель по массе пустого дрона, которая вместо требуемых 0,6 грамма составила 0,4 грамма.
В ходе испытаний разработчикам удавалось обеспечивать постоянный контроль за полетом «стрекозы» с помощью портативного прибора ROME Laser на удалении до 140 метров.
В разобранном виде новый летающий микро-робот специального назначения состоял из 10 отельных частей. Все они помещались в небольших размеров коробочке, на внутренней стороне крышки которой размещалась интуитивно-понятная инструкция по сборке дрона.
Причем эту коробочку можно было без проблем положить не только в портфель или дипломат, но и даже в карман пиджака или пальто.
В нужный момент коробочку можно было быстро достать и через некоторое время летающий «жучок» мог приниматься за работу.
По словам Чарльза Эдкинса, отличить беспилотник-«стрекозу» от настоящей было невозможно уже с расстояния в несколько футов.
Первоначально результаты испытаний мини-дрона были весьма обнадеживающими. Особенно когда они проводились в специально сконструированной упомянутым выше «часовщиком» миниатюрной аэродинамической трубе.
«Была исследована возможность создания управляемого Insectothopter с ограниченными эксплуатационными возможностями, и все цели программы на данный момент были достигнуты», – указал Чарльз Эдкинс в отчете по этому проекту, датируемом 4 апреля 1974 годом.
Однако ЦРУ так и не удалось опробовать чудо техники на «врагах Америки» в реальном деле, поскольку в серию этот аппарат не пошел.
Дело в том, что в ходе последующих испытаний у «стрекозы»-разведчицы выявилась одна неприятная особенность: даже при слабом боковом ветре управлением этим механическим насекомым становилось настолько сложным и непредсказуемым, что гарантировать успешное применение чудо-беспилотника становилось чрезвычайно затруднительным.
«Хотя летные испытания были впечатляющими, управление при любом боковом ветре было слишком сложным», – особо подчеркивал в своем отчете руководитель проекта Ч. Эдкинс.
Для микро-дрона нужен был более мощный двигатель. Требовалось внести и другие изменения в конструкцию «насекомого» спецназначения.
По мнению Чарльза Эдкинса, изложенном в его отчете от 4 апреля 1974 года, решить проблему управляемости дроном и ряд других проблем в целом было возможно, но на это требовались время и средства.
Ни того, ни другого, судя по всему, не было. Да и интерес у заказчика к проекту постепенно угас.
В итоге Insectothopter на снабжение американских «рыцарей плаща и кинжала» так и не поступил, а занял место в музее ЦРУ США.
Стоимость работ по программе, включая создание прототипов лазерной системы акустической разведки, микро-беспилотника и лазерной системы управления им, составила 145 тыс. 376 долларов, что в нынешних ценах будет около 2 миллионов.
Чудо-дрон выходит из тени
Широкой публике о данном интересном образце шпионской техники американские разведчики рассказали только в начале 2000-х годов, после того, как информацию об этом проекте впервые рассекретили.
А уже в начале 2020 года Джон Гринвальд – основатель известного проекта The Black Vault – обнародовал полученные им от ЦРУ в рамках «Закона о свободе информации» дополнительные данные о том, как и зачем создавался этот микро-беспилотник.
Причем запрос Гринвальда цэрэушники обрабатывали почти 7 лет.
Возможно, все дело в забюрократизированности процесса. Но, может, и в том, что впоследствии ЦРУ все же создало другого насекомоподобного летающего робота-шпиона, просто мы пока об этом не знаем.
Вот и понадобилось подробно изучить все рассекречиваемые для проекта The Black Vault документы на предмет того, чтобы не раскрыть случайно информацию о существовании некоего аналогичного проекта и образца.
Не исключено, что именно по этой причине было удалено цензурой и имя специалиста, который предложил создать носителя подслушивающего микроустройства в виде обыкновенной стрекозы: может статься, что этот специалист впоследствии работал над чем-то подобным.
Однако в любом случае созданный в 1970-е годы спецами из ЦРУ микро-беспилотник, судя по всему, действительно стал первым в мире летающим насекомоподобным дроном. Первым, но далеко не последним.
В статье использованы фотографии с сайта и со страницы ЦРУ в Flickr.
Авторская версия статьи "«Стрекоза» особого назначения", опубликованной в журнале UAV.RU: СПЕЦВЫПУСК INTERPOLITEX 2020.
Сокращенная версия статьи была опубликована в "Независимом военном обозрении" за 22 января 2021 года.