Видеоролик должен вызывать доверие. Лучше всего с этим справляется документальная форма. Сегодня разбираемся с документальными роликами для бизнеса и рассказываем о приёмах, которые используем мы сами.
Чем отличаются документальные и псевдодокументальные ролики
Настоящее документальное кино — это съёмка реальных лиц и событий. Задача режиссёра-документалиста — показать какое-то событие, рассказать нам что-то о мире. Чаще всего мы представляем себе какие-то фильмы про какие-то исторические события, известных людей или природу.
Видеомаркетинг, конечно, пользуется формой документального кино, потому что у него есть большое преимущество — по умолчанию зритель считает события реальными и верит им, готов формировать своё мнение и эмоционально реагировать.
Мы будем говорить о двух видах роликов — документальных и псевдодокументальных, мокьюментари.
Допустим, компания хочет поделиться какой-то громкой историей или подвести итоги своей работы за какой-то период. Тогда они снимают обычное документальное кино . Вместе с видеопродакшеном разбирают какую-то историю на кусочки, ищут героев, которые смогут своими словами рассказать о событиях.
Пример документального ролика для компании Evrone. Он помогает им прокачивать HR-бренд, знакомит будущих сотрудников с компанией. Также он используется, если клиенты хотят больше узнать о команде.
Бывает, что эти ролики становятся «плоскими» — если для зрителя очевидно, что острые или неприятные моменты намеренно скрыты. Мы же всегда рекомендуем нашим клиентам открыто говорить о сложностях — именно это и поможет зрителю поверить в то, что он увидит.
А вот если стоит задача прорекламировать что-то, привлечь к этому внимание, удивить, то отлично подойдёт мокьюментари — ролик, имитирующий документалистику. С одной стороны мы используем ту же форму, а с другой — сразу даём понять, что происходящее приукрашено или вообще выдумано.
Пример мокьюментари ролика для Воронежского госуниверситета. Мы говорим об университете, но делаем много допущений и упрощений — настоящая наука гораздо серьёзнее.
Опасность тут — скатиться в пародию. Мокьюментари ролик однозначно заметнее за счёт формы, но он пытается управлять настроением зрителя, то превращается просто в странный рекламный ролик. Всё-таки есть разница между настоящими учёными, быт которых слегка приукрашен, и карикатурными людьми в халатах, которые заявляют, что «9 из 10 стоматологов рекомендуют...».
Документальные ролики вовлекают зрителя в историю, мокьюментари — вызывают эмоции.
Какие приёмы использовать, чтобы добиться документальной формы
Создание документального фильма отличается от съёмки, например, классических имиджевых роликов. Вот яркие приёмы, с которыми работаем мы сами:
- «Ручная камера». Этот приём помогает нам смотреть на картину как бы своими глазами и погружаться в неё, а не наблюдать со стороны. Оператор ходит за героями, показывает события с разных точек, перемещается по местности.
- Говорящая голова — альтернатива «ручной камере». За счёт того, что герой сидит перед камерой, у нас возникает ощущение диалога и мы снова вовлекаемся — как будто задали какой-то вопрос и нам отвечают.
- Шероховатости и косяки. Главный герой запнулся, камера дёрнулась, в кадре что-то упало или кто-то ходит на заднем фоне — эти неидеальности дают ощущение «честного монтажа», как будто важно было показать суть, а не хороший кадр.
- Использование ретроспектив, личных архивных записей и фотографий. Это помогает сделать героев многогранными, визуальный ряд становится богаче. Отлично работает как «шероховатость», потому что личные кадры обычно сильно далеки от идеала.
- Вместо актёров — сотрудники. Если мы снимаем реальных участников событий, то получаем и шероховатости и проговаривание эмоций. Мы увидим не только то, что заложено в сценарии, но и честные мимические и жестовые реакции.
Конечно, мы используем их не все сразу, иначе получится каша из операторской работы и смысла.
Любой приём документальной съёмки приближает нас к простой и честной фиксации событий, а не игровому и продуманному сценарию.
Что можно получить от документального проекта?
Мы снимали документалки и для клиентов, и для себя. Например Воронежской Государственный Университет показал свой клип про инновации на встрече с международными партнёрами и получили очень позитивную обратную связь — как люди науки, гости были готовы к кондовой презентации в PowerPoint, но ролик их приятно удивил. Переговоры прошли на хорошей волне.
Свой проект «Бизнес-изоляция» мы задумали как классическую документалку и рассчитывали на виральный эффект. Предполагали, что он «сыграет» в течение года и привлечёт к нам внимание. Уже через 2 недели к нам обратился клиент, которого очень впечатлили истории, которые мы рассказали. А значит всё сработало как надо.
Яркие кадры из разных документалок, снятых в LISPAKO
Если ищете команду для съёмки документального фильма или мокьюментари ролика про свою компанию — пишите, будем рады поработать. Что уж там, пишите даже если хотите, но идей нет. Поищем интересные истории вместе.