Современные исследования физиологов и педагогов доказывают, что одной из причин трудностей в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста является дисгармоничная работа полушарий мозга. Это связано с тем, что не происходит полноценного обмена информацией между левым и правым полушарием. Каждое полушарие воспринимает, анализирует полученную информацию по-своему, тем самым, обеспечивается полноценный анализ и синтез полученной информации. Если полушария взаимодействуют друг с другом слабо, ведущее берет основную нагрузку на себя, а другое блокируется.
Нарушения межполушарного взаимодействия могут быть вызваны причинами как органического, так и функционального характера. Органические повреждения зон головного мозга (болезни матери, прием антибиотиков, серьезные стрессовые ситуации во время беременности, родовые травмы, анестезия во время родовой деятельности, патология мозолистого тела и т.д.). Функциональные причины могут быть вызваны как внутренними, так и внешними факторами, которые тормозят формирование психических процессов (ЗРР, ТНР, неврозы, педагогическая запущенность, переучивание леворукого ребенка на правую руку и т.д.).
Скоординированная работа левого и правого полушария – является основой для интеллектуального развития ребенка, что обеспечивает в дальнейшем успешное обучение в школе.
Примерные игры и упражнения по формированию межполушарного взаимодействия у детей с ТНР
Упражнение "Весёлые ладошки"
Цель: формирование межполушарных взаимодействий, координации движений, мелкой моторики, внимания.
Упражнение «Перекрестные шаги»
Цель: формирование координации движений, развитие общей моторики.
Возраст: от 5 лет.
Выполнение: Положение – стоя или сидя. Необходимо коснуться локтем левой руки правого приподнятого колена. Затем повторить упражнение с правым локтем и левым коленом. Повторить 6-8 раз.
Упражнение «Лезгинка»
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, координации движений.
Возраст: от 5 лет.
Выполнение: Левую руку сжимаем в кулак, большой палец отставляем в сторону. Правой рукой, прямой ладонью прикасаемся к мизинцу левой руки. Затем одновременно меняем положение рук. Повторить 6-8 раз.
Упражнение «Ухо - нос»
Цель: развитие межполушарных связей, координации движений.
Возраст: от 5 лет.
Выполнение: Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладони, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
Упражнение «Рисунки на спине и ладонях»
Цель: оптимизация и коррекция межполушарных взаимодействий и специализации правого и левого полушарий мозга.
Возраст: от 3 лет.
Выполнение: Нарисуйте пальцем на спине ребёнка одну из знакомых ему фигур (треугольник, круг, квадрат и т.д.). Попросите его сказать, какая фигура нарисована. Если он затрудняется, нарисуйте прямую (горизонтальную, вертикальную, наклонную) и попросите его изобразить ее на листе бумаги. Тоже проделайте сначала на его правой, а потом левой руке, рисуя на обеих сторонах кисти.
Использование специальных картинок по обводке, раскрашиванию и штриховке одновременно обеими руками.
Цель: развитие координации, пространственно – графической ориентации.
Возраст: от 4 лет.
Список литературы:
1. Литвинова Г.В . Индивидуальные особенности ребенка с точки зрения межполушарной асимметрии головного мозга / Литвинова Г.В. // Логопед - 2007. - №2. – С.10-15.
2. Межполушарное взаимодействие: Хрестоматия. Под редакцией Семенович А. В., Ковязиной М. С. — Генезис Москва, 2009. — 400 с.
3. Смирнова Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста / Е. А. Смирнова. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. - 144 с.
4. Трясорукова Т.П. Развитие межполушарных связей у детей: прописи/ Т.П. Трясорукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 31 с.: ил. – (Школа развития).
5. Трясорукова Т.П. Развитие межполушарных связей у детей: рабочая тетрадь/ Т.П. Трясорукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 78 с.: ил. – (Школа развития).
6. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития у детей // Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. - М.: Просвещение, 2008- 272 с.
7. Семинович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 232 с.: ил.
8. Источник:https://razvivashka.online/razvitie-myshleniya/razvitie-mezhpolusharnyh-svyazey-u-detey