Двоечник! - сердятся родители. - Совсем не хочешь думать головой!
Отчитывать и стыдить ребёнка за двойки нельзя. Во всяком случае, если искренне желать ему добра и переживать за его будущее, а не за собственный вожделенный имидж "Я - родитель отличника".
Тем более, что у плохих отметок есть несколько причин. Одна - очевидная, когда ребёнок действительно не понимает предмет или все предметы вообще (ругать в этом случае просто глупо). И целых три неочевидных (как минимум, потому что не исключены и уникальные ситуации) - о них и поговорим.
Кто-то (и таких будет немало) воскликнет: "Да лень это - вот и всё!" И будет прав и неправ одновременно. Лень - да. Но это - далеко не всё. Потому что лень не бывает сама по себе. Лень - это следствие отсутствия мотивации либо защитный механизм, призванный оберегать своего хозяина от чего-то нежелательного, подсознательно опасного и т.д. И вот тут как раз и нужно перейти к неочевидным причинам плохих оценок.
Первая хорошо знакома родителям смышлёных детей, которые обладают прекрасной памятью, не лету схватывают новую интересную им информацию, но в школе едва переползают от "двойки" к "тройке".
- Как правило, дело здесь - в отсутствии интереса к конкретному предмету или учёбе вообще.
В педагогике есть такое понятие, как познавательный интерес. Он может быть развит, может быть не развит, может быть развит только в одной, привлекательной для ребёнка сфере.
И тогда получается, что ребёнок с 6 лет запоем читает книги про пиратов (космос, животных или что угодно ещё) и взахлёб пересказывает их прочитанное, а "Сказку о потерянном времени" не может одолеть за неделю, а одолев, не может пересказать её содержание. Или - легко и быстро считает виртуальные монетки в компьютерной игре, включая четырёхзначные суммы, но никак не может запомнить "шестью восемь".
Можно ли здесь что-то поделать? Если задаться целью, то да. Но для этого потребуется родительское время и огромный моток запасных нервов. Развивать познавательный интерес - это значит увлекать ребёнка тем, этим, вон тем и вот этом вот. И здесь важен личный пример (если папа, не отрываясь от футбола, скажет: "Иди посмотри, какая там радуга", результат будет не тот, как если папа вскочит с дивана с возгласом "Смотри, какая радуга! Видишь, она двойная, а знаешь, почему?"). И важно чувствовать грань между развить интерес и навязать увлечение или занятие (здесь как с причинением добра).
- Ещё одна неочевидная причина - отсутствие той самой пресловутой мотивации.
И это не всегда означает, что ребёнок не понимает, для чего ему в жизни синусы и косинусы, и как ему пригодится строение цветка и инфузории туфельки. В этом, кстати, случае, родителям бывает проще - показать взаимосвязь желаемой ребёнком профессии с некоторыми школьными предметами и честно признать, что инфузория туфелька ему не понадобится, как правило, несложно. Хуже, когда мотивации не просто нет, а есть мотивация к избеганию. Это когда ребёнок (часто подсознательно) боится или не желает чего-либо - в данном случае получить хорошее образование.
Пример: Ребёнок видит, что его родители, оба с высшим образованием и бывшие отличники, с утра до вечера пропадают на работе, а то и на двух, а денег всё равно не хватает ни на поездку к морю, ни на велосипед. При этом он видит яркие примеры того, как люди без высшего образования зарабатывают миллионы и ездят по всему свету (яркий пример, находящийся перед глазами детей, - популярные интернет-блогеры и т.п.).
В этом случае родителям будет сложнее: нужно будет, во-первых, признать, что ребёнок прав - часто бывает именно так (и, кстати, не мешать ему осваивать то же блогерство, если у него к этому есть интерес). А во-вторых, пятых и десятых, нужно будет много и долго разговаривать с ребёнком о том, что такое успех, что такое "состояться в жизни", что такое самореализация, что такое пирамида потребностей (хоть по Маслоу, хоть в вольном изложении), какая оборотная сторона есть у любого успеха и много-много о чём ещё. При этом важно не убеждать ребёнка и не наставлять его на путь истинный, а именно разговаривать, выслушивая и принимая его аргументы, и ни в коем случае не обесценивая никакие профессии. В конце концов, высшее образование, действительно, не гарантирует человеку ни счастья, ни достатка - это всё зависит от разных переменных. В частности - от уверенности в себе.
- И третья причина - низкая самооценка во всём многообразии её проявлений.
Ребёнок может плохо учиться, потому что:
а) уверен, что не может лучше (привет, критикующие родители!);
б) страдает навязанным родителями перфекционизмом ("всё равно не буду круглым отличником, зачем стараться");
в) боится сделать ошибку (лучше не отвечать вообще);
г) зависим от мнения окружающих (если я отвечу не так, ребята меня засмеют);
д) стесняется отвечать (часто сопровождается наличием дефектов речи);
е) страдают дислексией, дисграфией (и прочими дис-), которые бывают выражены в неявной форме и не бросаются в глаза. Это, конечно, не следствие низкой самооценки, а часто - наоборот: её причина.
... и ещё огромное количество вариантов, обусловливающих подобный результат.
Если ребёнку повезёт, учительница, которая должна была изучать детскую психологию, заметит эти моменты, проявит своё педагогическое мастерство для их нивелирования и подключит к делу родителей и школьного психолога. Если не повезёт... ну, значит, не повезёт.
С этим комплексом проблем разумнее всего бороться при помощи специалиста, потому что вызванные низкой самооценкой проблемы в учёбе - далеко не самые страшные её следствия.
А главное, что хочется подчеркнуть особо: ребёнок с тройками и двойками - это не так страшно, как ребёнок, рыдающий из-за четвёрки.
Ещё о детях и их успехах:
Спасибо, что читаете мой канал. Ваши лайки всегда приятны, а ваше мнение всегда интересно - комментарии открыты :)