1 марта 2021 года вступил в силу ряд новых правил по неразрушающему контролю, в том числе и ГОСТ Р 59243-2020, в котором содержатся требования и рекомендации для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по подготовке в области НК.
Общие требования к организации
С начала весны этого года в сфере неразрушающего контроля вступил в силу ряд новых документов. Один из них касается порядка обучения специалистов НК в образовательных организациях.
ГОСТ Р 59243-2020 впервые утвердил минимальные требования для эффективной структурированной системы подготовки персонала неразрушающего контроля в том числе и при электронном обучении. Суть документа состоит в том, чтобы обеспечить допуск сотрудников к квалификационным экзаменам, что позволит проводить сертификацию персонала третьей стороной согласно общепризнанным стандартам.
В первую очередь организациям необходимо:
- выявить потребности в подготовке специалиста;
- разработать план учебных мероприятий;
- организовать учебный процесс;
- составить оценку результатов.
Для эффективного процесса обучения специалистов НК рекомендуется учитывать:
- необходимость подготовки;
- уровень ранее полученных знаний специалиста;
- методику и общее содержание учебной программы;
- план и продолжительность занятий;
- формат обучения.
В учебном центре, осуществляющем подготовку персонала сферы неразрушающего контроля, должен быть назначен ответственный за общее руководство организации и курсы.
В документе также прописаны рекомендации по наличию средств по всему спектру неразрушающего контроля в рамках тех способов и методов, по которым проводится обучение:
- ультразвуковой контроль;
- радиографический контроль;
- магнитопорошковый контроль;
- контроль проникающими веществами;
- контроль герметичности;
- акустико-эмиссионный контроль;
- тепловой контроль;
- тензометрический контроль и др.
Правила электронного обучения
Что касается дистанционного обучения, то оно должно обеспечивать материалами учебного курса, размещенными в онлайн режиме, и закреплять слушателей за конкретными курсами обучения.
Образовательная организация должна отслеживать и хранить информацию об успеваемости освоения материала в привязке к конкретному обучающемуся.
Также между слушателем и специалистом учебного центра должна быть установлена коммуникация для решения всех вопросов, связанных с процессом усвоения материала.