583 подписчика

Роль театральной деятельности в развитии речи детей.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. В связи со своей занятостью родители уделяют детям мало времени: не всегда поддерживают разговор, не рассматривают картинки и тем более не играют в театр, а он имеет большое значение для развития речи детей.

Театрализованная деятельность способствует автоматизации у детей правильного произношения всех звуков (как гласных, так и согласных); совершенствуется отчётливое произношение слов и словосочетаний. В театре дети учатся передавать голосом различные состояния –страх, жадность, удивление, нежность; идёт поиск средств выразительности интонации, мимики, жестов.

Театр доставляет детям большую радость. Начинать заниматься театрализованной деятельностью нужно со 2-й младшей группы, усложняя речь героев и увеличивая количество видов театра.

Виды театра:

1) настольный кукольный (на плоской картинке, на кружках, магнитный настольный, конусный, театр игрушки);

2) стендовый (на фланелеграфе, теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка);

3) на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, театр теней);

4) верховые куклы (на гапите, на ложках, бибабо, тростевые);

5) напольные куклы (марионетки, конусный театр);

6) театр живой куклы (с «живой рукой», ростовые, люди-куклы, театр масок).

Например, Г.В. Генов так классифицирует виды театра для дошкольников:

– картонажный;

– магнитный;

– настольный;

– пяти пальцев;

– масок;

– ручных теней;

– «живых» теней;

– пальчиковый теневой;

– книжка-театр;

– театр кукол для одного исполнителя.

Для младших дошкольников 3–4 лет самый доступный вид театра – кукольный. Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребёнок чувствует себя наиболее уязвимым.

Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. К 4–5 годам дети осваивают разные виды настольного театра: мягкой игрушки, вязаный, конусный, театр народной игрушки и плоскостных фигур, а также театр на дисках, на прищепках. В 5–6 лет дети освобождаются от комплексов и активно участвуют в театрализованных играх.

Навыки, приобретённые детьми за три года, позволяют объединять в одной театрализованной игре несколько видов театральных кукол различных систем. А уже в подготовительной группе театрализованные игры отличаются более многоплановыми характеристиками героев, трудными для постановки мизансценами, в них действуют наиболее сложные в управлении куклы.

У детей вызывает большой интерес изготовление кукол, масок, декораций, афиш и других атрибутов театрального представления. Любой спектакль расширяет кругозор и надолго остаётся в детской памяти, способствует развитию речи, умению выражать свои чувства.

Е.Бунеева, кандидат педагогических наук, автор учебников и учебных пособий.