Система подбора кадров уже давно включает в себя анализ аккаунтов соискателей в социальных сетях. HR’ы многих компаний, прежде чем приглашать специалистов даже на первичное собеседование, заглядывают в их аккаунты. И нередко приходят к неутешительным выводам. Вы не получите повышения или интересной должности в прогрессивной компании, потому что HR сочтет ваш контент не соответствующим нормам морали, этикета или духу компании. Что с этим делать, где проходит граница между “нормой” и “радикализмом”, и насколько влияет наша digital-активность на поиск работы, разбираемся в этой статье.
Немного теории коммуникации
Еще около ста лет назад ученые, включая всем памятного академика Павлова, пришли к выводу, что человек есть существо социальное. Позже, в середине ХХ века, британский ученый Данбар даже вывел число устойчивых социальных связей , которые человек может постоянно поддерживать. Оно колеблется в районе 200 “особей” и формирует “человеческую стаю”, в который вы, как личность, существуете. Социальные сети существенно расширили размеры этой “стаи”, сократив одновременно коммуникативную дистанцию между людьми. Но главное, по словам философа и создателя теории нетократии Александра Барда, теперь человек стал супер- или мета- социальным существом. Все ваши цифровые связи — это и есть вы, и если вас нет в сети — вас, к сожалению, нет нигде.
Это, в свою очередь, означает две фундаментальные вещи:
- Подавляющее большинство людей должны иметь хотя бы один аккаунт в одной соцсети, чтобы “быть в реальности” — нравится вам это или нет, это действительно так.
- Нужна новая этика и сетевая гигиена. Об этом многие просто еще не думают, но вот вам пример: когда-то, повинуясь общему “digital-стадному” инстинкту, задружились с сотней незнакомых вам людей в Facebook, а они сегодня пропагандируют на своих страницах радикальные методы воспитания детей, агрессивное мясоедение или веганство или что-то иное нехорошее. Что будет с вами? Вы тоже попадаете под удар. Вы можете и не знать, что ваш виртуальный друг — догхантер: допустим, вы скрыли новости этого человека из своей ленты и знать об этом не знаете. Но те, кто знает об этом и увидит, что вы дружите с догхантером, сделает соответствующие выводы. Которые, возможно, вас не украсят и даже лишат полезных контактов или перспективной работы.
Никуда не деться от транспарентности, прозрачности нового сетевого пространства: вы и ваша “стая” видна всем, кто захочет вас изучить. Выводы? Читайте ниже.
HR и ваши соцсети: возможности и угрозы
Digital-реальность сократила длинные цепочки согласований и коммуникаций, ранее принятые в HR. Никто, конечно, не отказывается от поиска работы или сотрудников через HH.ru, Rabota.ru и иных ресурсов, но их значимость перестала быть абсолютной. То, что раньше было оффлайн сарафанным радио (сотрудников или работу искали, забрасывая запросы знакомым, друзьям и родственникам), теперь действует и в онлайн.
Сам процесс прохождения портфолио или резюме до лица, принимающего решение о найме, часто сокращается до прямого контакта в Facebook или LinkedIn (вместо принятого ранее прохождения через 2-3 пары руки HR-специалистов). Конечно, принятые формальности с собеседованиями, тестовыми заданиями и прочее, не отменились полностью, но, согласитесь — процесс подбора ускорился и несколько упростился. В этом есть плюсы для всех сторон:
- Наниматель сразу видит потенциального сотрудника во всем многообразии его опыта, мышления и коммуникативных навыков
- Соискатель общается напрямую (или почти напрямую) с тем, кто погружен в тематику работы, а не с пресловутой “девочкой из HR”, которая не соображает в нюансах SMM, С++ или ABC-анализе.
- Обе стороны могут оперативно запросить нужные дополнительные данные и получить прямой ответ на свой запрос. Соискатель может спросить, почему его не взяли на работу, а не сидеть в тревожном ожидании у телефона или браузера с открытой электронной почтой (гадая, рассмотрели ли его кандидатуру, и если не отвечают — то ответят ли?).
Сейчас, когда после пандемии практически все компании оптимизируют затраты, в том числе на HR-службы, подбором кадров многие специалисты занимаются сами. В TRIKO , например, подбором занимается тот сотрудник, которому нужны новые кадры. И это, мы полагаем, правильно: тот, кто погружен в процесс, может сформулировать точный запрос и вместе с HR-специалистом заниматься подбором и собеседованием кандидатов. Потому что одна из задач HR — подбор специалистов по разным направлениям, но невозможно требовать от него знания специфики каждой должности: для этого нужна общая слаженная работа службы персонала и соответствующего специалиста.
Какую роль в HR играют социальные сети
Аккаунт любого человека — это и личная страница, и витрина, и что-то (как мы недавно писали ) вроде цифрового паспорта. В своих аккаунтах мы показываем то, что считаем уместным: кто-то не покажет свое “неумытое” фото, а кто-то считает неприемлемым демонстрировать бардак дома.
Большинство предпочитает создавать “мифы” о себе в соцсетях. Важно понимать, что такие мифы — это личное представление каждого из нас о том, что правильно и неправильно, хорошо или плохо. И, вполне возможно, ваша идея о том, что мат или фото “ню” допустимы в личном аккаунте, не покажется HR’у интересующей вас компании корректной. Некоторым компаниям важно видеть, как вы отражаете в своих аккаунтах истории своих “поражений”: вообще, рассказываете ли вы о подобных вещах. Мы все прекрасно понимаем, что успешным делают специалиста именно его поражения и те уроки, которые он из них извлек.
Если выделить топ-10 сетевых ошибок, которые могут плохо повлиять на трудоустройство, то получится вот что (здесь мы во многом опираемся на свой HR-опыт и опыт наших коллег и партнеров):
- Нецензурная лексика. Применение мата в жизни и текстах — факт. Глупо делать вид, что мата не существует (как бы ни пытались это сделать наши законодатели ). Но мат — это приправа, а не блюдо: неумеренное его использование однозначно отвращает большинство HR-специалистов. Матом не гнушались великие поэты и писатели, но если вы, руководствуясь этой идеей, в своих соцсетях разговариваете ТОЛЬКО на мате, вам не светит работа в серьезной компании.
- Неграмотность. Тут очень многое зависит от нанимателя и его задач: возможно, компании как раз требуется “инста-девочка”, которая пишет как Оксана Самойлова : ставит пробелы перед, а не после запятой; кое-где вообще забывает про пробелы; щедро пересыпает тексты эмодзи и тройными скобками. Но в большинстве случаев, грамотное изложение мысли ценится превыше всего: как мы пишем, так, значит, мы и мыслим. И если пишем неграмотно и бессистемно, значит, и мыслим мы так же. Исключения, конечно, есть — это умелое (подчеркнем, умелое и уместное) использование “падонкафского” языка или мемов с намеренно допущенными ошибками. Хотя и старый мем “За мат извени” поймут далеко не все работодатели.
- Too much emotional. Если аккаунт состоит из историй о жестокости мира, сдобрен перепадами настроения от эйфории до депрессии; если эмоции по любому крошечному поводу зашкаливают — вам вряд ли светит получить хорошую работу. Работодатель решит, что возится с вашей чрезмерной вспыльчивостью и эмоциональностью ему будет слишком хлопотно. И даже ваша возможная креативность этого не компенсирует.
- Откровенный и шокирующий контент. Тут все понятно и сказано выше: догхантеры, радикалы всех видов и мастей, агрессивные сторонники разных видов питания, а также домашние конспирологи и прочее — имеют меньше шансов на работу, чем люди с четкой, но не такой выпуклой гражданской и социальной позицией. Речь не о том, чтобы не иметь убеждений — а о том, что радикализм во всех его проявлениях пугает потенциальных работодателей.
- Миллионы фото или слишком частый постинг. Опять же, сами по себе фото — это хорошо! Особенно, если вы фотограф. Но если вы только и делаете, что постите фото, то работодатель может решить, что вам нечего сказать, и вообще у вас все жизненное время уходит на “фоточки”. То же касается слишком частого постинга по любому микроскопическому поводу. Вам больше нечем заняться? Впрочем, тут есть нюансы: если у вас тысячи подписчиков, то это полезно и потенциальному работодателю: он может получить не просто отличного сотрудника, но и дополнительное онлайн-промо своей компании.
- Репостинг. Если ваш аккаунт состоит из одних репостов, то многие digital-специалисты в первую очередь подумают, что вы — бот (обычно у ботов аккаунты состоят из одних репостов и фоточек с цветочками). Во-вторых, специалисты могут подумать, что вам нечего сказать — по сути, у вас нет собственного мнения ни по одному вопросу, и вы способны только заимствовать чужие мысли. Хорошо ли это?
- Неполноценность профессиональной составляющей профиля. Если вы не специалист, составивший себе имя в экспертных кругах (и потому не нуждающийся в дополнительных проверках), то однобокость вашего аккаунта может считываться не в вашу пользу. Одно дело, когда сценарист, известный своими фильмами и наградами, в своем аккаунте размещает фото лично выращенных помидоров. Другое дело, когда в аккаунте SMM-специалиста нет вообще ничего о его работе или проектах, зато есть фото котиков или помидоров со своей грядки.
- Пустой или закрытый аккаунт. Здесь, как и с ботами, ситуация настораживающая: если вы зарегистрированы в конкретной соцсети давно, но ничего не постите, то напрашиваются варианты: а. вы — бот, б. вы не понимаете, зачем нужны соцсети, в. вы что-то постите, но все время под замком. Ко всем вариантам возникает много вопросов, не правда ли?
- Число и состав друзей. Это к вопросу о сетевой гигиены, описанному выше — если у вас список друзей открыт для посторонних, конечно. Кто у вас в друзьях — живые люди? Кто они? Вменяемы ли они? На какие сообщества или проекты вы подписаны? Такой мини-анализ способен показать, насколько вы сами вменяемы, по мнению работодателя. Тут также можно посмотреть, как, где и что вы комментируете, чтобы сложить представление о вашей коммуникации. Грамотный работодатель обратит внимание на состав друзей: если у аккаунта 5 000 друзей, но из них 90% составляют лица неопределенно-арабского происхождения, то сразу будет ясно, что это все “липа”, не влияющая на ценность потенциального сотрудника.
- Присутствие в одних соцсетях в ущерб другим. Не страшно, если вы есть только в Одноклассниках и работаете токарем. Но если вы позиционируете себя как digital-гуру, а вас нет в Твиттере или Instagram — то это, как минимум, странно.
Выводы
Цифровизация, конечно, ускоряет многие процессы. Раньше, бывало, сидит себе сотрудник, работает свою работу, но ты о нем ничего не знаешь. Сейчас хватит получаса, чтобы точнее понять, кто перед тобой: много ли у человека “весомых” с профессиональной точки зрения друзей, развивается ли он умственно с помощью книг или учебы, есть ли у него хобби, и т.д. По рамкам профиля, фото, тематике контента можно делать выводы. Главный из которых для нанимателя: сходимся ли мы с человеком в ключевых ценностях и идеях?
Так имеет ли сотрудник право на собственную онлайн-жизнь? Конечно! Любой человек имеет право на privacy, хобби, убеждения и авторский стиль письма. Когда человек самореализуется, высказывается, презентует себя — это прекрасно! Главное — не нарушать законов и чужих свобод. У нас в команде есть люди с часто диаметрально противоположными позициями по разным вопросам: но мы считаем это правильным. Ведь и в работе, и вне ее у нас всегда есть о чем поговорить! Более того, ничто так не разнообразит производимый нами креативный продукт, как многополярность нашего мышления.