Найти в Дзене
ДЕТИ ЖДУТ

Как маме разговаривать с чиновниками. Методика «Печальный Путин»

Оглавление

Когда моя младшая дочь пошла в школу, то я была поражена ее (то есть школы) скверным состоянием. Например, на лестницах, которые идут с первого этажа на четвертый, были выломаны прутья из ограждений в таких количествах, что ребенок среднего размера вполне мог пролететь в эту дыру расставив руки. Мне это не понравилось. Это не капризы про не тот цвет краски, это прямое нарушение детской безопасности. Я подумала, что надо бы отреагировать, но рутина затянула, и вспомнила я про эту проблему, когда собралась в отпуск в марте и решила взять с собой дочь. А для этого ее надо было отпросить из школы.

Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора

Я написала заявление, в котором информировала директора, что забираю дочь с такого-то по такое-то под свою ответственность. А потом, чтобы два раза не вставать, в смысле не идти в канцелярию, написала письмо с требованием отремонтировать лестницы, чтобы устранить прямую угрозу жизни и здоровью детей. И сдала это, естественно, в двух экземплярах под входящий. Каждое письмо в двух экземплярах.

И тут вызывают меня к директору.

Директор хочет поговорить про долгое предстоящее отсутствие ребенка. Она обеспокоена. Но тут не сложно читать между строк - понятно, что не наш отъезд ее так взволновал. Просто она не использует для приглашения беспокоящий ее предмет: надо, чтобы ты по своему делу пришел.

Это такой прием. Вас приглашают поговорить про одно, а там совсем другое. То, к чему Вы не готовились.

Захожу, сажусь. Все очень официально.

Директор: «Я получила Ваше заявление и хочу сказать, что Вы тут просите отпустить ребенка на слишком долгий срок. Месяц – это слишком долго». (А еще я прошу починить лестницу. Но об этом мы пока не говорим. Мы поворачиваем в сторону «у Вас, мамочка, проблемы»).

Я: «Вы не совсем точны. Я Вас не прошу. Данное заявление носит уведомительный характер».

ВАЖНО. ПРАВИЛО. Старайтесь на любых таких встречах говорить как можно меньше, а паузы делать как можно больше.

Это позволяет Вам не давать выдергивать из Вас «зацепки» для развития конфликта. И напрягает оппонента потрудиться самому. Всё, мячик на его стороне, его реплика. Вначале Вас прощупывают: где там из Вас торчат ниточки, за которые можно манипулятивно дернуть. А потом размотать, как клубочек. Можно создать образ-капсулу, неузвимую для «дерганий».

Я вот очень люблю на таких встречах образ «печальный Путин». У нашего президента, бывает такое лицо утомленно-грустное, как у человека, который все познал, его не удивить и не уязвить, и от многия своей мудрости и познания он так печально скучает на фоне всей этой суеты…представьте, что сидите Вы на этой пресс-конференции, Вы тут главный, и кто Вас чем может удивить? Вот в этом образе я и сижу, скучаю и печалюсь о великом... и зацепок не даю.

Директор: «А… скажите, а что у Вас за необходимость увезти ребенка так надолго?» (конечно, давайте поговорим о нашей семейной нутрянке, пообсуждаем ее право быть именно такой!)
Я: «Разве я писала в заявлении о какой-то необходимости?» (нет, нутрянку мы обсуждать не будем).

И снова ПРАВИЛО, которым чиновники отлично владеют, а мы – нет: отвечайте вопросом на вопрос!

Тогда Вы не отвечаете и не оправдываетесь, а перекидываете мяч на ту сторону – пусть там отвечают.

Директор: «Ну вот Вы тут пишете, что хотите забрать ребенка на месяц, это слишком долго!»
Я: «Как его законный представитель я полагаю, что данное решение максимально соответствует его интересам. Я вправе принимать такие решения в соответствии с законодательством РФ» (Я не собираюсь обсуждать долго это или нет, как мне предлагают. Я повышаю ставку: Вы, директор, против нас с ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ?)

Увы, но правда жизни в том, что среднестатистический директор школы провел много иезутских матчей по выворачиванию реальности наизнанку. Если Вы на что-то там жалуетесь, то его цель - не удовлетворить Вашу жалобу, так как, если бы он действовал по этому сценарию, то очередь жалобщиков, желающих жить уже сейчас в светлом мире индивидуального подхода, стояла бы за ворота круглые сутки. Его цель - сбить Вас с толку, развернув обсуждение в сторону проблемности Вашего ребенка и уязвимости Вашей ситуации.

И он (директор) это умеет. И битвы он выигрывал. А Вы - новичок, который боится и трепещет, так как уже проживал опыт того, как черное превращается в белое, и ничего не доказать. Поэтому доказывать ничего и не нужно.

Не начинайте ничего объяснять и оправдываться!

Показывайте свою курсовую устойчивость на пути к цели. А цель держите перед глазами. И, повторюсь еще раз - Ваш союзник не горячность и желание поскорее всех переубедить, перебивая поток того, что кажется Вам несправедливым. Ваш союзник - внутренний ручник, на который надо постараться встать в самом начале, и неспешность с репликами.

Давайте выступающему договаривать: пока он говорит просто подбирайте следующую фразу, двигающею Вас к цели.

Растерялись, не знаете, что сказать - задавайте уточняющий вопрос или загадочно молчите. А потом скажите: «Мне это надо обдумать». И только потом говорите.

Это разрушает привычный сценарий. И из обычной предсказуемой мамы превращает Вас в непонятный объект, с которым надо считаться.

Я постараюсь отдельно написать о классических манипуляциях и о том, как их обезвреживать. К классике относятся: "Никто, кроме Вас не жалуется...", "Чем Вы объясните, что Ваш ребенок...", "А Вы уверены, что он говорит Вам правду?", "У нас никогда не было таких сложных случаев.." и проч.

А между тем в нашей беседе директор решила применить тяжелую артиллерию: «Понимаете, если, в результате столь длительного отсутствия Ваш ребенок не сможет справляться с программой, то это может привести к ситуации, когда речь пойдет о переводе в другую школу...» (Ну как же без этих завуалированых угроз. Это же так действует на нежные нервы родителей! Обычно)

Я: «Не могли бы Вы уточнить, у кого пойдет речь о переводе в другую школу? Мы со своей стороны такого перевода не планируем» (Давайте, напрямую, я намеков понимать не собираюсь).

Директор: «Ну, если ребенок не сможет справляться, то тогда педагогический совет может поставить вопрос о том, что ему больше подойдет какая-то другая школа...» (А, страшно обострять? Вот так прямо сказать: мы его отчислим).

Я: «Я правильно Вас поняла, что возможна ситуация, когда Вы инициируете отчисление моего ребенка?» (Давайте, скажите это).

Директор: «Нет, это только если, в случае того, если..." (Ну мы-то с Вами понимаем, что куда-то перевести и отчислить ребенка можно только в воспаленном воображении напуганного родителя. А так-то еще смоги... обе понимаем, что ничего такого не будет, и, главное, что я не пугаюсь. Не работает).

Я: «Если школа инициирует отчисление моего ребенка, то мы со своей стороны будем действовать в соответствии с ПРОЦЕДУРОЙ».

(Не спрашивайте КАКОЙ. Меня никто не разу не спросил. Но если бы спросил, то я бы ответила «предусмотренной случаем». Запомните эти волшебные слова. Это высокая словесная магия. Это ОЧЕНЬ СТРАШНО).

В общем уже все, так как директор говорит: «Да, и по поводу Вашего второго заявления... мы планируем ремонт, но мы, знаете ли, ограничены в средствах (долгий скорбный рассказ)... так что пока я не могу сказать Вам ничего конкретного...»

Я: «Я, как представитель родительского сообщества, считаю, что нет ничего более первостепенного, чем устранение прямой УГРОЗЫ жизни и здоровью детей. Я рассчитываю получить Ваш ПИСЬМЕННЫЙ ответ в установленные сроки, это позволит нам избежать ситуации ИЗБЫТОЧНОГО РЕАГИРОВАНИЯ».

За избыточное реагирование спасибо блистательному пресс-секретарю нашего президента, Пескову. Всем советую слушать и учиться. Я слушаю и учусь.

Директор: «Письменно? Да, я направлю...»

Не буду описывать отдельную историю с лестницами, скажу, что их новые построили в краткие сроки. А мне выдали благодарственную грамоту от школы, за помощь и активную жизненную позицию. Я считаю, заслужила.

Автор текста - Лада Уварова, многодетная приемная мама, президент фонда «Дети ждут», автор проекта дети-ждут.рф

Другие статьи Лады Уваровой на нашем канале:
Мы её спасли. И спаслись сами.
Не уходи, ты нужен детскому дому
Вы можете подписаться на Ладу Борисовну Вконтакте или в Инстаграм.
Ищите вашего ребенка на  дети-ждут.рф
Ищите вашего ребенка на дети-ждут.рф

Если вы не готовы к усыновлению, но хотите помочь в семейном устройстве детей: поддержите проект Дети-ждут.рф финансово,  подписавшись на регулярные переводы или разово.  (пусть сумма перевода оканчивается на 8 . Например: 108 руб., 418 руб., 3208 руб.)