Найти тему
Армянский музей Москвы

Жан Гарзу: «Моё искусство — выражение мечтаний армян, по произволу судьбы выброшенных на четыре стороны»

В творчестве французского художника Жана Гарзу удивительным образом соединяются европейская традиция и безмерная историческая мудрость армянского народа. Настоящее имя художника — Гарник Зулумян. Родился он в Алеппо, сирийской столице, известной своей крупной армянской общиной. В 1918 году, потеряв главу семьи, его мать с детьми переехала в Египет, где будущий художник получил образование, впервые попробовав себя в живописи.

Жан Гарзу (Гарник Зулумян, 1907–2000). Фото © Daniel Fallot\INA via Getty Images
Жан Гарзу (Гарник Зулумян, 1907–2000). Фото © Daniel Fallot\INA via Getty Images

Дальнейшая судьба осиротевшего мальчика казалась туманной, но несколько лет спустя после его переезда местные власти, заметив талант Гарника, решили обеспечить его финансами и отправить во Францию для продолжения художественного образования. В то время Париж был центром формирования новых, модернистских, течений, по-своему осмысливающих действительность. Во французской столице Гарник встретил таких же, как он, армян, которые были вынуждены покинуть свою родину и адаптироваться в новых краях. Это обстоятельство, сопряжённое с психологическим аспектом, впоследствии становилось темой работ художников-переселенцев. Их искусство — кристаллизация национальных грёз, оно выше индивидуального и имеет более широкий охват, оно значимо как для армян по всему миру, так и для армян Франции в частности. Творчество современников Гарзу — это больше, чем вызывающие модернистские поиски, оно проистекает из общего жизненного опыта, выпавшего на долю переживших Геноцид армян.

Жан Гарзу. «Армения», 1988. Национальная галерея Армении
Жан Гарзу. «Армения», 1988. Национальная галерея Армении

Гарзу в своём творчестве по-новому интерпретирует последствия войн и катаклизмов. Но, в отличие от других авангардных художников, Гарзу по своему мировоззрению классик. Это определяет и его архитектурное образование, которое придаёт произведениям Гарзу гармонию и статику, несмотря на безлюдность улиц и угнетающую атмосферу. Говоря о его творчестве, невольно вспоминаются идеи великого мыслителя XIX века Отто Вейнингера, считавшего, что наша действительность идёт к неопределённости и задача человека состоит в поиске опоры для благополучного существования. Несмотря на противоречивые времена, этой самой опорой в творчестве Гарзу стала логика и от неё исходящая статика. Мир Гарзу — это прямой ответ негативным воздействиям технического прогресса. Все думали, что наука полностью поменяет мир в лучшую сторону, но меркантильная человеческая натура полностью изменила его ориентир в сторону собственных интересов.

От опустошения, которым овеяны произведения Гарзу, можно спастись лишь одним способом — возвращением к эстетически чистым основам, символическим воплощением которых становится женщина. В его работах женщина предстаёт перед нами как таинственная, мистическая сущность, в которой скрыто решение всех трудных задач. Гарзу в этом смысле большой эстет, он считает, что наше болеющее безразличием общество спасёт лишь красота, которую так беспощадно душит механизация, где природа уступает своё место металлическим столбам, электрическим проводам и автомобилям.

-3
-4

Жан Гарзу. 1. «Морская владычица» , 1966. 2. Женский портрет , 1959. Национальная галерея Армении

«Цель человеческого существования — в любви и заботе к природе». Эти слова Мастера хорошо передают лейтмотив его творчества. Человечество слишком отдалилось от своих основ, ложное направление в конце концов приведёт его к полной деморализации общества. Художники того времени словно бессознательно замечают то пугающее, безразличное настроение, которое царило в людях. Одни, с помощью искусства, демонстрирует свою агрессию, несогласие, а другие, как пророки, пытаются наставить людей на правильный путь.

Жан Гарзу. 1. «Морская владычица» , 1966. 2. Женский портрет , 1959. Национальная галерея Армении

«Цель человеческого существования — в любви и заботе к природе». Эти слова Мастера хорошо передают лейтмотив его творчества. Человечество слишком отдалилось от своих основ, ложное направление в конце концов приведёт его к полной деморализации общества. Художники того времени словно бессознательно замечают то пугающее, безразличное настроение, которое царило в людях. Одни, с помощью искусства, демонстрирует свою агрессию, несогласие, а другие, как пророки, пытаются наставить людей на правильный путь.

Жан Гарзу. «Пушка», 1956. Национальная галерея Армении
Жан Гарзу. «Пушка», 1956. Национальная галерея Армении

Гарзу в большей степени график. В его работах линия господствует над цветом, который просто передаёт атмосферу. Но линия, будучи главным носителем его мировоззрения, всегда пряма и статична, она не вибрирует, как у другого известного художника армянского происхождения — Жансема . Гарзу, несмотря на свою профессию, имеющую прямую связь с интуицией и природой, всегда остаётся в рамках логики: построение его форм говорит о кажущемся «идеально» устроенном мире, в котором нет духа, эмоции и сердечного отклика. Сосредоточием разных взглядов художника становится ряд работ под общим названием «Апокалипсис» . Если со времён Возрождения эта тема имела своей целью лишь пробуждать в публике богобоязненность, то у модернистов она превращается в способ выражения оппозиционной настроенности. В этих работах Гарзу сообщает всему человечеству, что конец света уже настал, что все общие мечты, которые мы так лелеяли, превратились в наших собственных врагов. Научные достижения привели к усугублению политических распрей, стали служить против людей, что в итоге вылилось в Первую и Вторую мировые войны.

-6
-7

Жан Гарзу. 1. «Вид на Собор Парижской Богоматери» , 1983. 2. «Новый мост в Париже» , 1964. Национальная галерея Армении

Интересно заметить, что в своих пейзажах художник много места отводит деревьям, они встают во весь рост, в отличие от тех работ, где изображены электростанции, пушки и тому подобное. В них небо занимает 1/3 пространства, словно непрямым образом умаляя роль «храмов» нового времени. Тут Гарзу выступает как истинный пантеист, для которого природа — объект поклонения. Несмотря на технические достижения, человек не должен забывать о своих корнях, в которых скрывается огромнейший потенциал для всего человечества.

Искусствовед Рузанна Лазарян (Ереван) специально для Армянского музея Москвы