В пустыне чахлой и скупой на почве, зноем раскаленной…
Ежегодно в августе несколько десятков тысяч человек приезжают в пустыню Блэк-Рок американского штата Невада, чтобы пожить без телефона и денег в условиях натурального обмена, а также поупражняться в радикальных формах творческого самовыражения и построить гигантскую деревянную статую, которую перед отъездом надо будет обязательно сжечь.
Это мероприятие так и называется – Burning Man, что означает «Горящий человек». Среди его завсегдатаев – Илон Маск и Марк Цукерберг.
Не счесть и других знаменитостей, которые почему-то стремятся пожить дикарями в пустыне, где нет ни супермаркетов, ни телевизоров, ни розетки, чтоб подзарядить смартфон.
Затеяли «Горящего человека» художники, музыканты и поэты, чтоб сообща творить что-то интересное. Каждый год они заранее объявляют тематику своего летнего лагеря. Например, «Мастерские Леонардо да Винчи», «Парад зеркал» и так далее и тому подобное.
При этом «бёрнеры» не только занимаются всяческими художествами, но и строго следуют десяти заповедям:
- Радикальное включение
- Дарение
- Отказ от предпринимательства, спонсорства, рекламы
- Радикальная самодостаточность
- Радикальное самовыражение
- Общественные усилия
- Гражданская ответственность
- Не оставляй следа
- Участие
- Здесь и сейчас
Это значит, что на «Бёрнинг мэн» не любят зевак: если приехал, то участвуй, а не подсматривай.
Там ничего нельзя купить, кроме льда и кофе, поэтому каждый должен привезти с собой запас еды и воды и каждый должен быть готов поделиться с другими участниками всем, что у него есть.
И уметь принимать подарки, что тоже не так-то просто, потому что мы слишком привыкли к отношениям «купи-продай». Ведь вокруг безжизненная раскалённая пустыня, и там можно натурально умереть от голода и жажды, если ты неспособен себя обслуживать, организовывать своё существование и ладить с окружающими.
В крайнем случае на «Бёрнинг мэн» можно «заработать» себе еду и питьё собственным творчеством, потому что его участники всячески поощряют любые проявления таланта и никому не позволяют закапывать его в песок.
Заповедь «не оставляй следа» предписывает убирать за собой после фестиваля всё подчистую: в пустыне не должно остаться ни пепла от сгоревшего деревянного чучела, ни объедков, ни даже экскрементов участников, чтобы она сохранилась до следующего раза точно такой же девственно нетронутой, как и была.
Интересно, что «бёрнеры» всегда возводят посреди своего временного поселения храм…
Вы уже догадались, к чему мы клоним?
Вам этот американский летний творческий лагерь ничего не напоминает?
Гори, но сохрани
Ещё раз перечислим все его составляющие. Дано: девственная природа, которая и воспитывает, и вдохновляет, десять заповедей, храм и огонь, разжигающий творческие порывы…
Всё, как в летнем лагере клуба «Феникс»: и горит будь здоров, и зажигает. Только у нас масштабы поскромнее и участников на несколько порядков меньше.
Но не в этом году. Нынче Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь Псковской епархии выиграл Президентский грант на организацию летнего православного лагеря дневного пребывания для детей из семей, находящихся в сложном материальном положении, детей группы риска и детей с ограниченными возможностями.
А это значит, что на «Хлебном хуторе» в деревне Сорокино Печорского района предстоящим летом будет жарче, чем в пустыне Блэк-Рок.
Хотя бы потому, что в отличие от создателей американского рая на земле в пустыне штата Невада, которым пришлось выдумывать себе идеальную жизнь буквально на пустом месте, авторы сказки в деревне Сорокино просто вернулись к истокам.
Почему, вы думаете, бёрнеры убегают в пустыню от денег и смартфонов в стремлении испытать настоящую радость жизни вместо коммерческой заинтересованности?
Да потому, что им некуда бежать. Ну нет у них за спиной тысячелетней истории духовного становления народа и нет опыта предков, на который можно было бы опереться.
Негде им и не у кого поучиться смирению и послушанию, чтобы высечь в себе искру Божью.
Не зря же им пришлось выдумывать себе новую религию с храмом и заповедями.
У создателей летнего лагеря в деревне Сорокино есть и заповеди, и храмы – даже целый монастырь с многовековой традицией отказа от мирской суеты ради душевного перерождения.
Поэтому они назвали свой проект «Сохраняя традиции – Сохраним себя».
Их идея состоит в том, чтобы увлечь творческих молодых людей не в никуда, а помочь им вернуться «домой» - к себе настоящим, туда, где они могли бы заглянуть в «закрома Родины» и почерпнуть из сокровищницы предков.
Вот как говорит об этом один из авторов проекта, архимандрит Псково-Печерского монастыря отец Марк:
Мы наш, мы новый мир построим
Организационное совещание участников проекта «Сохраняя традиции – Сохраним себя» состоялось в первый день Великого поста.
Раньше всех других в Сорокино приехали преподаватели Псковского политехнического колледжа и два часа производили там замеры, осматривая жилые и хозяйственные постройки.
Ведь их студенты будут проходить на «Хлебном хуторе» практику в качестве дизайнеров – и это им предстоит создать там сказку, которая Илону Маску с Марком Цукербергом и не снилась.
К лету на въезде в «Хлебный хутор» будут установлены новые ворота (это будет настоящий сказочный портал, как в компьютерной игре), а на самом хуторе появятся новые творческие и сценические площадки, а также площадки для занятий садоводством и огородничеством и новые зоны обслуживания посетителей.
И даже привычная многим зелёная экологическая тропа, по которой воспитанники «Феникса» привыкли ходить в походы до реки Обдех, летом - наслаждаясь запахами багульника и хмеля, а зимой – «стозвоном сосняка», преобразится до неузнаваемости: на ней появятся деревянные скульптуры, места отдыха для людей и домики для птиц.
Так что будущим псковским дизайнерам теперь есть где поупражняться в творчестве. Тем более, что они уже приступили к делу и придумали, что символом этого проекта будет мельница (говорят, неподалёку от деревни Сорокино когда-то как раз стояла одна такая).
Ветераны помогут
Другим участникам проекта тоже предстоит немало работы.
Например, Совету ветеранов города Печоры.
Казалось бы, летний детский и молодёжный лагерь. При чём тут ветераны?
А они будут трудиться в лагере волонтёрами: 65 печорских пенсионеров готовы делиться с подрастающим поколением своим жизненным опытом и не только присматривать за детьми, но и обучать их всяким полезным навыкам.
Ну потому что не у каждого есть бабушка, которая умеет вязать крючком и знает, как правильно выращивать лук. И не каждому повезло застать в живых деда, у которого можно подсмотреть, как выстругать разделочную доску или, допустим, связать веник для бани.
Ремесло плечей не тянет
Это тем более важно для детей-сирот, которые участвуют в проекте «Сохраняя традиции – Сохраним себя».
Ведь по замыслу его авторов, нынче в лагерь на «Хлебный хутор» вместе с птенцами «Феникса» и ребятишками из малообеспеченных печорских семей будут приезжать воспитанники (всего 45 человек) Бобровского дома-интерната – специализированного образовательного учреждения для детей с особенностями развития.
И наоборот. Члены клуба «Феникс» будут ездить к ним в интернат с концертами.
Готовясь к реализации Президентского гранта, Псково-Печерский монастырь также начал налаживать более тесные контакты с Центром лечебной педагогики, который был создан в Пскове для обучения «необучаемых» детей почти тридцать лет назад и стал образцовым образовательным учреждением для школ всей России, где учатся дети со множественными нарушениями.
Это тем более важно, что при Центре есть интеграционные мастерские, где его выпускники тоже осваивают традиционные ремёсла.
И конечно, к проекту «Сохраняя традиции – Сохраним себя» будут привлечены замечательные печорские мастера народных промыслов, умельцы на все руки: ткачи и вязальщицы, гончары и хлебопёки…
Ведь это будет творческий лагерь по возрождению традиционных народных искусств, его задача – разжечь у подрастающего поколения интерес к созидательной деятельности.
При этом молодые люди будут учиться создавать не только художественные произведения, но и всё самое необходимое для жизни в отрыве от привычных им благ цивилизации.
Чтобы у них вошло в привычку творчески подходить к любому делу и чтобы они умели организовать свой быт даже в пустыне Блэк-Рок, не нанося ущерба окружающей среде.
Мы будем жечь, а Юрий будет дуть-дуть
Не обойдётся летний лагерь в Сорокино и без знаменитостей, типа Илона Маска. В проекте «Сохраняя традиции – Сохраним себя», например, участвует Владимир Кудрявцев из фильма Юрия Дудя «Марков – как живёт русская провинция».
Это тот парень, которого в 8 лет мать оставила в Москве на площади трёх вокзалов, и он жил на улице, пока его не поймали милиционеры и не определили в детдом.
Когда этот мальчишка вырос, то сам начал помогать бывшим детдомовцам, чтобы они не становились пациентами психоневрологических интернатов, а могли учиться, работать, находить друзей и создавать семьи.
Для этого Владимир бросил хорошо оплачиваемую работу в Москве и уехал в Порхов Псковской области, где есть такая, теперь уже прославленная, общественная благотворительная организация «Росток», которая создаёт сиротам-инвалидам условия для самореализации.
На «Хлебный хутор» в понедельник Владимир приехал не один, а с двумя парнями из «Ростка», которые без лишних слов сразу же пошли помогать работникам на кухне. Это оказались на редкость вежливые, красивые и ловкие ребята.
А если бы вы слышали, в каких изысканных выражениях они потом благодарили всех собравшихся за «тёплое общение» и вкусное постное угощение, то поневоле задумались бы, что с ними не так: потому что таких прекраснодушных людей надо ещё поискать.
Вот бы побольше подобных им помощников в летний лагерь Псково-Печорского монастыря. Может, и вы захотите стать такими же волонтёрами и откликнетесь на призыв хозяйки «Хлебного хутора» Ольги Волконской, которой, конечно же, в одиночку будет не справиться с таким количеством «дачников»:
Тупой вопрос
Если помните, в своём нашумевшем фильме про псковскую глубинку Юрий Дудь задал Владимиру Кудрявцеву «тупой вопрос»: «Зачем ты этим занимаешься?»
«А кто? – удивился Владимир. - Кто будет этим заниматься?»
Сколько-сколько там у тебя зарплата, стал допытываться Дудь, – 20 тысяч?
«Но это же не про деньги», - объяснил Владимир.
Вот и старцы «Феникса» не устают повторять, что их проект не про деньги. Ведь выигранного Президентского гранта едва хватит на покрытие всех расходов. А если честно, монастырю и его попечителям придётся, как обычно, вложить в эту затею ещё столько же и сверх того.
И зачем только печорские монахи всё это придумали. Мало у них, что ли, своих забот.
Оказывается, они таким образом хотят «помножить добро». Вот тут отец Роман, который отвечает за воскресную школу Псково-Печорского монастыря, объясняет, в чём заключается тонкий расчёт:
Если бы это всё затеяли «несколько бородачей… или не бородачей в чёрных рясах», говорит он, то у них бы получилось не столько много добра.
Поэтому они решили привлечь к этому проекту как можно больше других добрых людей – со всей Псковской области, из Москвы, Санкт-Петербурга… вообще-то со всей России.
Потому что каждый из этих людей привносит в проект что-то доброе, а если это общее добро помножить на Царствие Божие, то может возникнуть свечение, сполохи от которого будут видны даже в штате Невада.
Ведь Царствие Божие среди нас, говорит архимандрит Марк, - оно в общении, в теплоте и любви, в общности интересов и в совместных добрых устремлениях.
На «Хлебном хуторе» по системе «всё включено»
Вот почему кроме печорских пенсионеров, молодых людей из порховской благотворительной общественной организации «Росток», сотрудников Бобровского дома-интерната и Центра лечебной педагогики проекту «Сохраняя традиции – Сохраним себя» будут помогать ещё и молодые казаки из общественной организации при храме Александра Невского в Пскове. И даже волонтёры из Тюмени.
Проще говоря, этот проект для всех, кто соскучился по большому делу.
Вы можете, конечно, как обычно, поехать летом в Турцию по системе «всё включено» и проваляться весь свой отпуск на пляже.
А можете махнуть на природу в каких-нибудь сорока километрах от Пскова и тоже хорошо провести время, но при этом ещё и сделать что-то полезное. Даже не столько для других, сколько для себя.
Вот как об этом говорит отец Анастасий:
(Ну неспроста же эти сытые американцы с некоторых пор массово подались в пустынножители, заново открывая для себя радость совместного жития, наполненной духовными исканиями, а не потребительским зудом.)