Таус Махачева стреляет в песок и смахивает булыжники с дороги, привлекая к себе внимание широкой публики. Она деликатно пересказывает истории сильных людей и придумывает свои. Разбираем работы и мотивы творчества художницы.
Российская художница Таус Махачева известна благодаря перформансам, в основе которых лежат «тихие» проблемы национального, социального и феминистского характера. «Тихие» потому, что в творчестве Таус исследуются едва заметные детали, формирующие ядро проблемы. Художница и сама отмечала , что ее перформансы — это символы, которые «врываются» в повседневность, в нормальные ситуации, и, словно прожекторы, освещают и открывают взору нечто большое и важное.
Таус отводит особое место национальным мотивам в своем творчестве, это связано с тем, что ее семья родом из Дагестана. Сама художница родилась и выросла в Москве, она выпускница нескольких университетов, в числе которых Лондонский университет искусств, колледж Голдсмитс, Российский государственный гуманитарный университет, Институт проблем современного искусства. У Таус за плечами работы, выставленные в престижных галереях Москвы, Парижа, Лондона, а также проекты, с которыми она принимала участие в международных биеннале. Благодаря этим достижениям она востребована в творческих кругах.
Современные технологии и глобализация стирают границы между людьми. В таких условиях крайне сложно сохранить культурную самобытность, вероятно, поэтому национальные мотивы в творчестве современных деятелей искусства встречаются часто. Перформансы Таус — пояснительная записка к традициям ее народа. Художница не пытается осмыслить быт или повлиять на естественный ход вещей, она подхватывает народный миф, проникается им и пересказывает историю по-своему. Видеоработа « Гамсутль », выставленная в лондонской галерее Tate Modern , презентует древнее дагестанское поселение. Эта территория представляет собой заброшенный аул, очертания которого постепенно стирают время. Герой перформанса примеряет на себя сразу несколько образов: кавказского воина с батальных картин Франсуа Рубо , колхозного бригадира-танцора (герой фотографий 1939 года). Подход Таус ограничивается легким сожалением и ностальгией по аулу и прошлым событиям. Это скорее рефлексия, процесс меморизации, нежели социальный вызов, как, например, в фотопроекте « Родина » Данила Ткаченко, в котором художник сжигает полуразрушенные дома в заброшенных деревнях.
Работа « Быстрые и неистовые » — это джип, обшитый советскими шубами. Диковинку установили на рынке в Махачкале. Цель перформанса — проанализировать реакцию прохожих. Неподготовленная толпа щупала экспонат, смеялась и обсуждала происходящее. В работе присутствует национальный компонент — кавказская маскулинность, представленная в образе быстро несущегося автомобиля. Наружная обшивка из меха — тоже эксперимент. Общество на рынке несколько сконфузилось, но быстро привыкло к триггеру в форме мохнатого джипа. Нечто новое и необычное внедряется в традиционный уклад жизни с помощью Таус.
Другой экспериментальной работой, направленной на исследование общественного поведения, стал « Портрет аварки ». В роли перформера выступила сама художница. Таус оделась в национальный дагестанский костюм, нацепила на себя на вид подлинные, но по сути пластиковые народные украшения и спустилась в московское метро. «Портрет аварки» отличается от привычного метафорического стиля художницы, он создан раньше описанных выше работ. На брошенный обществу вызов нет отклика: создается впечатление, что Таус не удалось проникнуть в нарратив. Излюбленный прием перформеров — броситься в лоб толпе — вызывает эмоции, если идея представления сильная и глубокая, как у Валли Экспорт , которая, прогуливаясь по Вене, вела за поводок Петера Вайбеля.
Достаточно прочитать несколько интервью с Таус Махачевой, чтобы отметить ее внимательное отношение к своему делу и к людям. Художница поднимает проблему социального, обращаясь к теме маленького человека. Она исследует микрокосмы простых людей и рассказывает незначительные в глобальном масштабе истории. На 57-й Венецианской биеннале Таус представила работу « Байда ». В пояснительной этикетке к перформансу указано место в Адриатическом море, где ежедневно проходит представление под открытым небом: люди приплывают к этому месту и не возвращаются. В видеодокументации — псевдодокументальный фильм, в котором участники биеннале прибывают посмотреть перформанс, но обнаруживают лишь перевернутую дагестанскую лодку — байду. Сюжет основан на рассказах рыбаков из села Старый Терек: в шторм, когда рыбаков покидали последние силы, они привязывали тела к носу перевернутого судна, но не ради спасения, а чтобы родные могли найти их в море и похоронить. Таус, отправляя зрителя в такое путешествие, будто показывает, насколько история сельских дагестанских рыбаков ничтожна в масштабе происходящего здесь и сейчас и насколько мелочно все, что происходит за пределами катастрофы, когда человек остается один на один с собой и решается на отчаянный шаг.
Критики высоко оценили проект « Без названия 2 »: в 2016 году Таус стала лауреатом премии Кандинского в номинации «Молодой художник. Проект года». Работа представляет собой яркий феминистский жест: героиня Супер Таус, воспитательница в детском саду, примерная семьянинка, носит на себе всю тяжесть женского бремени как в переносном, так и в прямом смысле. За спиной у нее советский памятник, посвященный смотрительницам дагестанского музея, им в 90-х удалось спасти картину Родченко « Необъективная композиция II », которую вырезали из рамы и попытались вынести. Супер Таус неспешно несет за спиной символ женской силы и самоотверженности, она олицетворяет образ современной женщины, которая, борясь за свои права, пробиваясь через патриархальное устройство мира, ищет в нем свое место.
«Без названия 2» — это не единственный подвиг Супер Таус, альтер-эго художницы. В 2014 году супергероиня освобождала проезжую часть от огромного булыжника. Видеоработа о безграничных возможностях женщины и о силе, которая спрятана в каждом человеке. Однако в людях спрятана не только сила, но и слабость, замаскированная под агрессию, о котором Таус рассказала в ролике « Пуля ». В нем художница стреляет в песок, после чего бросается искать пули, словно жалеет о содеянном. Вспышка агрессии сменяется ощущением бессмысленности насилия.
С каждой попыткой осмысления творчество Таус Махачевой кажется все более актуальным, потому что в ее работах нет надрыва, «последнего слова». Перформансы художницы не кричат, а говорят шепотом, поэтому их хочется слушать.