Найти тему
Иоланта Саркисян

И поговорить, и послушать: как использовать Clubhouse для внутренних коммуникаций

Десять миллионов скачиваний, сотни знаменитых пользователей и тысячи упоминаний в сети. Все это самая “нашумевшая” во всех смыслах соцсеть последних месяцев - Clubhouse. Разобрались в устройстве сервиса и подготовили краткую инструкцию, как использовать приложение для коммуникаций внутри компании.

Коротко о главном

Clubhouse - социальная сеть, где пользователи общаются только голосом в режиме реального времени. Сервис создали разработчики Пол Дэвисон и Роган Сэт. Каждый прошел свой долгий путь к ошеломительному успеху Clubhouse: Дэвисон успел запустить две потерпевшие фиаско соцсети и поработать в Pinterest, Роган основал бизнес по разработке мобильных приложений. В апреле 2020 друзья запустили Clubhouse, и всего за несколько месяцев стало понятно, что идея выстрелила - к февралю 2021 аудитория соцсети выросла до 10 миллионов пользователей, а оценка компании перевалила за миллиард долларов.

Всплеск популярности сервиса связывают с легендарным выступлением в Clubhouse Илона Маска 31 января. Вслед за Маском к соцсети присоединились миллионы пользователей, среди них Марк Цукерберг, Опра, Канье Уэст, Джаред Лето и сотни других инфлюенсеров - бизнесменов, актеров, телеведущих, художников и музыкантов. В феврале в Clubhouse появились и российские знаменитости - Олег Тиньков, Илья Варламов, Павел Дуров, Сергей Минаев, Покрас Лампас, Ксения Собчак и Иван Ургант.

Как тут все устроено

Если вас уже можно назвать активным пользователем Clubhouse, смело переходите к следующему пункту. Для всех остальных кратко расскажем о том, как пользоваться новой соцсетью:

  • Clubhouse состоит из комнат-аудиособраний и клубов- сообществ по интересам;
  • Приложение работает по принципу радио - пользователь слушает выступления, которые транслируются прямо сейчас, и может легко менять эфиры - переходить из одной комнаты в другую. Ознакомиться с эфиром позднее нельзя - трансляция ведётся только в режиме реального времени;
  • Комнаты делятся на открытые и закрытые. Открытые доступны для прослушивания всем пользователям, закрытые - только по приглашению от организатора. Все комнаты отображаются в профиле, у пользователя есть возможность фильтровать события по интересам и спикерам-выступающим;
  • Комнату для обсуждений может создать любой пользователь - здесь и сейчас либо с планом на определенное время, в этом случае можно заранее анонсировать эфир. Для планирования комнаты необходимо ввести название и краткое описание, а также при необходимости назначить дополнительных выступающих - спикеров;
  • Выступают создатель комнаты и назначенные спикеры, они же являются основными организаторами - могут добавить новых выступающих из числа слушателей или удалить действующих. Чтобы оповестить организаторов о желании высказаться, слушатель может воспользоваться специальной опцией - “Поднять руку”;
  • Каждый пользователь может стать подписчиком клуба - тематического сообщества. Клубы организуют аудисобрания и оповещают о них своих подписчиков. Чтобы создать клуб, необходимо заполнить заявку. Каждую из них персонально рассматривают и подтверждают работники приложения;
  • Подписаться можно не только на сообщество, но и на других пользователей. Так вы получите оповещение, когда интересный вам человек организует свою комнату или станет спикером.

При всем своем удобстве, соцсеть пока имеет несколько ограничений:

  • Clubhouse - закрытая социальная сеть, вход возможен только по приглашению. Получить инвайт можно от зарегистрированных пользователей, для этого необходимо скачать приложение и оставить заявку на вступление;
  • Приложение работает только на базе iOs, версия для Android-устройств разрабатывается, дата запуска пока не анонсирована.

Как использовать Clubhouse для внутренних коммуникаций

От устройства соцсети перейдем к главному и рассмотрим, как можно применить Clubhouse в вашей команде:

  • Организовать совещания и планерки

По данным исследования Стэнфордского университета видеоконференции утомляют нас сильнее, чем обычные звонки и личные встречи. В ходе видеозвонков мы меньше двигаемся, при этом стараемся держать долгий зрительный контакт с коллегами и постоянно оцениваем на экране себя. На этом фоне Clubhouse с исключительном голосовым общением становится идеальным решением сразу всех проблем - мы не отвлекаемся на видео и получаем драгоценную возможность слушать и параллельно работать в комфортной для себя обстановке. Для организации собрания в Clubhouse запланируйте закрытую комнату и отправьте приглашения нужным участникам, добавьте название и краткое описание для эфира и отметьте в качестве спикеров тех сотрудников, которые будут говорить в ходе собрания;

  • Устраивать тимбилдинги, виртуальные вечеринки и обсуждения по интересам

Clubhouse - отличная альтернатива порядком надоевшим за год удаленки видеоконференциям. Всегда полезно сменить обстановку, и это как раз тот случай! Попробуйте провести корпоратив или тимбилдинг без видеосвязи, идеи активностей можно найти в нашем гиде . Ваши коллеги точно оценят возможность пообщаться по душам без привязки к камере и экрану ноутбука - как в старые добрые офисные времена. Общение команды в Clubhouse можно сделать и более регулярным - организовывать комнаты по интересам и раз в неделю собираться, чтобы обсудить новости политики и спорта, фильмы, книги, музыку или котиков в конце-то концов. Формат комнат-клубов по интересам идеально подходит для больших коллективов, где сотрудники работают в разных городах или кабинетах, отлично поможет узнать друг друга и завести новые знакомства в команде;

  • Проводить обучение

В Clubhouse приходят не только за живым ненавязчивым общением, но и за возможностью узнать что-то новое. 70% контента здесь является образовательным. Встроенная фильтрация приложения позволяет отобрать эфиры на темы от маркетинга и рекламы до философии. По сути Clubhouse стал аналогом подкастов с возможностью пообщаться с экспертом в прямом эфире - задать интересующие вопросы или подискутировать. Использовать приложение для обучения команды можно как минимум двумя способами. Первый вариант - готовить для коллег подборки предстоящих эфиров по нужной тематике. Чтобы ничего не пропустить настройте фильтры интересов в вашем профиле и подпишитесь на экспертов нужных отраслей. В Clubhouse можно послушать выступления профессоров университетов, генеральных директоров крупных компаний, блогеров, бизнесменов, журналистов: так основательница сервиса Facancy Алена Владимирская рассказывает о карьерных трендах, CEO Brand Lovers Иоланта Саркисян принимает участие в дискуссиях на темы внутренних коммуникаций, свои эфиры организуют и известные медиа - Forbes, РБК, Meduza и другие. Второй формат, который подойдет для обучения сотрудников - организовать свою комнату - с участием работников компании и приглашенных спикеров, которые выступят в качестве экспертов или тренеров. Организация потребует времени - предстоит не только продумать тему и содержание дискуссии, но и разобраться с модерацией комнаты и подготовить спикеров. О том, как успешно организовать и провести Clubhouse-комнату поговорим далее.

-2

Как подготовиться к выступлению

Clubhouse - новая площадка, к которой пока не привыкли ни слушатели, ни выступающие. Чтобы эфир прошел гладко, заранее пропишите и отправьте краткую инструкцию для спикеров. Не усложняйте - множество правил только обеспокоит и так волнующегося спикера. Вот какие рекомендации можно дать выступающим:

  1. Подготовьте своё выступление - уточните вопросы и тайминг, кратко пропишите тезисы;
    Для долгих выступлений приготовьте карточки или слайды с текстом;
  2. Проверьте качество связи и звука - заранее подключитесь к эфиру, чтобы проверить, хорошо ли вас слышно, и не выпадаете ли вы из эфира;
  3. Подготовьте место для выступления - попросите домашних не беспокоить вас во время выступления, приготовьте стакан воды, небольшой перекус и зарядку для телефона;
  4. Настройтесь на выступление и дискуссию - оденьтесь так, как если бы вы выступали на публике, выпрямите спину и снимите домашние тапочки, они слишком расслабляют;
  5. Улыбайтесь - доказано, улыбка считывается на слух. Улыбайтесь, когда приветствуете аудиторию, это сразу поможет наладить контакт со слушателями

Как модерировать обсуждение в комнатах

Любая дискуссия превратится в неразбериху, если потерять управление и пустить разговор на самотек. Вот несколько советов для ведущих, которые помогут не потерять суть эфира и создать комфортную атмосферу как для выступающих, так и для слушателей:

  1. Сделайте домашнее задание - подготовьте: список выступающих с должностями и основными заслугами, план дискуссии и вопросы. Рассчитайте время всех выступлений;
  2. Подготовьте спикеров - заранее отправьте список вопросов и инструкцию, озвучьте очерёдность, вместе проверьте связь и звук;
  3. Пригласите «скамейку запасных» - позовите несколько проверенных слушателей, которые смогут задать дельный вопрос или дать комментарий по теме. Это поможет оживить дискуссию и вернуть внимание аудитории;
  4. Введите аудиторию в курс дела - в начале эфира кратко расскажите, о чем пойдет речь, представьте себя и спикеров;
  5. Установите правила - никаких оскорблений и брани в обсуждениях быть не должно. Напомните об этом;
  6. Не забывайте, что аудитория обновляется - по ходу эфира кратко повторяйте главную тему обсуждения и представляйте спикеров;
  7. Сохраняйте интригу - не отпускайте внимание аудитории и приберегите один из топовых вопросов на конец обсуждения;
  8. Следите за выступающими - проверяйте, заглушены ли микрофоны у тех, кто уже выступил, и обновляйте список спикеров;
  9. Мотивируйте слушателей задавать вопросы - приглашайте к дискуссии, но не допускайте пустых разговоров и саморекламы;
  10. Не отвлекайтесь - помните, что вы в прямом эфире, следите за ходом дискуссии и будьте готовы в любой момент внести корректировки - задать вопрос, аккуратно остановить спикера или повторить правила для слушателей

Все советы можно также скачать в формате чек-листа - удобно читать, легко запоминать. Проверено!

Вместо заключения

Мы не знаем, как долго продлится всеобщее увлечение Clubhouse и во что оно выльется. Но определенно точно можно сказать, что прямо сейчас соцсеть - это топовая коммуникационная площадка, к которой стоит присмотреться. И в каком бы формате вы не использовали соцсеть в вашей компании - как приложение для совещаний, тренингов или простого общения, Clubhouse поможет вашим сотрудникам с одной стороны быть услышанными, а с другой - научиться слышать друг друга.

С любовью,

всегда ваше агентство Brand Lovers