Ко Дню подводника. С праздником причастных!
Оставаясь верен концепции своего блога, продолжаю знакомить своих читателей с тем что мне интересно, но многим может показаться скучным. Двигаемся мы системно, с завидной долей упорства, круто замешанного на занудстве. Я пишу для тех, кто фанатеет от разных железячек и заброшенного техногена и не падок на жареные темы.
Может быть кто-нибудь из моих друзей благодаря этому репортажу пойдет по моим стопам и приедет в Тольятти, чтобы в живую осмотреть ту самую, единственную в мире подводную лодку Б-307, которую сначала по внутренним водным путям доставили в Поволжье за тысячи километров от моря, а потом еще и протащили пять километров по суше. Уникальная во всех случаях операция.
В прошлых репортажах (ссылки будут в конце) мы познакомились с историей транспортировки подводной лодки Б-307 с Балтики в Технический музей им. Сахарова в Тольятти, изучили ТТХ проекта, внимательно осмотрели субмарину снаружи, забрались в первый торпедный отсек и остановились в носовой части жилого отсека II. Продолжим нашу увлекательную экскурсию. Но для начала еще раз обратимся к схеме внутреннего устройства подводной лодки проекта 641Б "Сом" ("Tango" по классификации НАТО), а точнее только к схеме II, III и IV отсеков, которые мы сегодня посетим вместе с вами.
Не вдаваясь в подробности, т.к. техническое описание подводных лодок проекта 641Б было в предыдущих репортажах, отмечу только, что прогресс не стоял на месте и при сохранении длины корпуса предыдущего проекта 641 он стал шире на 1,2 м, приобретя более обтекаемую для движения под водой форму. На лодках нового проекта не только установили более совершенное вооружение и оборудование, но и значительно улучшили условия обитаемости. Впервые все члены экипажа получили постоянные спальные места. Во многом это удалось сделать за счет более современных и компактных аккумуляторных батарей и рациональной перекомпоновки внутреннего пространства. Лодки проекта 641Б чуть проигрывали предыдущему проекту по автономности и максимальной глубине погружения, но превосходили его по боевой эффективности даже утратив кормовую группу торпедных аппаратов. Получился вполне современный хищных для океанских коммуникаций потенциального противника, причем вполне конкурентноспособный атомным подводным лодкам (менее шумный при подводном ходе).
Снаружи подлодка конечно выглядит грандиозно и потрясающе, чего не скажешь о ее начинке. Но тому есть свои причины и к этой теме мы еще вернемся, а пока полюбуемся на подводную лодку Б-307 посереди заснеженной равнины.
Отправляемся в третий отсек, где расположен центральный пост. На лодках нового проекта 641Б перемещение личного состава через центральный пост было ограничено. Сам отсек (как и второй) разделен на три палубы и всё движение происходило по второй палубе (ниже ЦП). Этим путем сейчас пройдем и мы спустившись на один уровень ниже по трапу во втором отсеке. Основное пространство на средней и нижней палубах второго отсека занимали I и II группы аккумуляторных батарей, но в отличии от предыдущего проекта, здесь появилась возможность сделать дополнительные каюты. Люк загрузки аккумуляторных батарей мы осмотрели в предыдущем репортаже. К сожалению, в отсеки с аккумуляторными батареями мы не заглянули. Они пусты и закрыты для осмотра.
На средней палубе в третьем отсеке интересно. В отличии от вытегорской подводной лодки Б-440, где это пространство превращено в обширные музейные залы, здесь сохранилась первичная планировка помещений и кое-какие агрегаты. Как я понял, в московской подводной лодке Б-396 "Новосибирский комсомолец" пр.641Б, несмотря на наибольшую сохранность интерьеров экскурсионной части среди подлодок-музеев в современной России, в эту часть посетители не ходят. Сейчас мы с вами находимся под центральным постом.
Проходим далее в кормовую часть по средней палубе и попадаем в IV отсек (аккумуляторный и жилой) где расположены аккумуляторные батареи III и IV групп, жилые помещения и различные вспомогательные агрегаты.
Отсек холодильных установок. Опыт плаваний в тропических морях воплотился в появлении систем кондиционирования, рефрижераторной и опреснительной установок. Небольшая деталь: развёртываемые перед Кубинским кризисом ПЛ пр.641 получали обычные холодильники и вентиляторы, да и то - их хватило не всем лодкам.
ТР-ОМ5-02 - это датчики-реле температуры. Они являются комплектующим изделием холодильных установок судов морского и речного флота и, холодильных установок, применяемых на железнодорожном и автомобильном подвижных составах. Предназначены для автоматического двухпозиционного регулирования температуры (от -20 до +10°С).
Интересно, что в спецификации отмечается, что при более высоком атмосферном давлении температура срабатывания прибора относительно установки повышается, а при более низком — понижается на указанную величину. Интересно, а как же быть с вакуумом который в ушах у экипажа, как мне тут писал один "подводник" в комментах? При нем будет прибор работать?
Продолжение следует. А пока ознакомьтесь с предыдущими материалами, если вы их пропустили.
Предыдущие репортажи:
1. Как подводная лодка Б-307 оказалась в поволжских степях
2. Как сейчас выглядит подводная лодка Б-307
3. Внутри подводной лодки Б-307
4. Рассказ о другой советской подводной лодке Б-440 проекта 641, оказавшейся посереди Русской равнины читайте на моем канале здесь .
Использована справочная информация из Вики, сайта kpopov.ru и deepstorm.ru
Навигация по Большому Средне-Азиатскому путешествию 2019 года здесь
#тольятти #музеи