Найти тему
Шеф Новостей

Анализ фильма «451º по Фаренгейту» (Fahrenheit 451)

«451 º по Фаренгейту» - это первый цветной фильм режиссера французской новой волны по имени Франсуа Трюффо. Проект также является и единственным и единственным снятый на английском языке фильмом в фильмографии режиссера .

Экранизация антиутопического романа Рэя Брэдбери рассказывает об обществе , в котором чтение книг запрещено законом . Людей , хранящих книги, арестовывают , а книги сжигают так называемые специально подготовленные антипожарные . Главный герой , Гай Монтаг , является одним из таких антипожарных, однако существующая государственная идеология ему не близка.

Мы уже знаем, что Франсуа Трюффо был одним из основоположников «Новой волны» во Франции, главными признаками которой были живая камера и эксперименты с монтажом. Однако, в 1962 году мода на это эстетическое кинематографическое направление постепенно исчезает, и многие режиссеры возвращаются к классическому кинопроизводству или вовсе уходят работать на телевидение. Тем не менее «Новая волна» оказала огромное эстетическое влияние на многие поколения режиссеров конца ХХ века и на искусство в целом. Исключением не стал и Трюффо.

-2

Режиссер продолжает свои эксперименты с монтажом и съемкой в целом, хотя переходит от авторского кинематографа к более коммерческому. Так в одной из открывающих сцен, в которой молодому человеку звонят по телефону, чтобы предупредить об опасности быть пойманным из-за хранения книг в доме, Трюффо использует jump cut чтобы сделать план с лицом героя крупнее. Подобный прием усиливает эмоции героя (в частности страх) и нагнетает обстановку. Мы бы не прониклись сценой так, если бы на лицо героя оператор сделал плавный наезд. Мелодраматический прием уничтожил бы экспозиционную зону и завязку антиутопического фильма.

Есть и другие монтажные эксперименты в картине: двойная экспозиция, цветное тонирование пленки в местах склеек эпизодов, вместо классического затемнения, замедленная съемка и самое главное и интересное - реверс, то есть обратная прокрутка кадра или вообще всей сцены.

Когда Монтаг надевает защитный костюм, мы видим некую странность в пластике его движений, которую придает именно реверс. А позже, когда герой снимает с себя спецодежду, мы понимаем, что это одни и те же кадры, который режиссер использует дважды, просто дает их разную прокрутку так, чтобы у зрителя не было вопросов о повторе не просто кадра, а всей склейки.

В «451 градусе по Фаренгейту» почти нет статичных кадров, камера постоянно путешествует по сцене, следуя за героем или же плавно перемещаясь по объектам разговора персонажей в кадре. Еще во времена классической «Новой волны» появилась такая техническая новинка как ручная камера, что позволило операторам и режиссерам уничтожить вылизанные композиционные кадры и привнести некий реализм в свои картины, ведь теперь нам не нужны склейки с разных ракурсов и планов, чтобы передать движения и перемещения героя - мы буквально можем пойти за ним.

-3

В одной из сцен сжигания книг можно заметить журнал «Кайе дю синема» , в котором работал Франсуа Трюффо . На обложке можно заметить кадр из фильма Годара «На последнем дыхании» (1960), сценарий которого написал Трюффо . Отсылка автора на самого себя как напоминание зрителю о том, что он смотрит всего лишь кино, не претендующее на расширение реальности или правдоподобность и реалистичность протекания жизни.

Несмотря на затухание «Новой волны», эстетика этого направления осталась в сердце Франсуа Трюффо. И, соответственно, ее элементы некоторые и главный лейтмотив (это всего лишь кино) режиссер старается оставить в своих последующих фильмов, отдавая дань эпохе, в которой он повзрослел как мастер своего дела. Мы смотрим всего лишь фильм. Ни больше ни меньше.