Найти в Дзене
Forbes for Business

Как я сменил дорогой офис на комнату в подвале рынка ради собственного бизнеса

Основатель компании «Много лосося», спикер Billionaire’s Business School Александр Мутовин рассказывает, как он сменил дорогой офис на комнату в подвале рынка.

Жизнь стартаперов из корпоративного офиса на 25-м этаже башни «Меркурий» выглядит залитой солнцем зеленой поляной. На лужайке стартапов не нужны регламенты, там нет начальников, постоянных согласований и работы от звонка до звонка. Зато есть море свободного места, воздуха и пространства для креатива и любых маневров, сложность и необходимость которых будут зависеть только от тебя. В общем, на первый взгляд не жизнь, а мечта топ-менеджера.

В реальности после моего перехода из «Норникеля» в свежеиспеченный FoodTech-стартап «Много лосося» к новому бесконечному горизонту прилагалась комнатушка в подвале на рынке, отсутствие права на ошибку и личная ответственность за все. Какие-то аспекты новой жизни были некомфортными, другие — наоборот, позволяли чувствовать жизнь глубже и окрыляли.

Тем, кто задумывается о своем маленьком свечном заводике или любом другом стартапе в надежде перестать уже работать на корпорацию или «дядю», нужно очень хорошо подумать, стоит ли вообще в это ввязываться. Особенно стоит все взвесить тем, кто не любит резких перемен ветра, постоянных авралов, цейтнотов и угрозы провалить все дело одним неверным шагом. Многим будет комфортнее в компании, где коридор твоих решений достаточно узок и ошибиться сложно. А если все-таки сделал что-то не так, то бизнес точно не рухнет.

Нам удалось избежать критических ошибок: бизнес начинался с маленькой точки в 14 метров, купленной на «Авито», а 2020 год мы закончили с 25 точками и месячным оборотом с учетом франчайзи более 75 млн рублей.

Полянка стартаперов колосится свежей зеленью, но в том числе потому, что основатели стартапов лично круглосуточно взращивают ее своими руками и в курсе всего «агропроцесса» — от выбора семян до борьбы с кротами.

В своем бизнесе на старте приходится лично решать множество мелких вопросов. Перепоручить их на первых порах некому — команда еще не собралась, а партнер тоже завален кучей вопросов по существу. Я даже сам разбирался с графиком уборщицы и решал, не много ли мы ей платим, меняем или не меняем курьера. А в начале могли и сами помочь развести заказы.

Зато, став таким «разностаночником», основатель существенно расширяет круг общения — он становится очень разношерстным. Кого теперь у меня только нет в друзьях на Facebook. Проще реально перечислить, кого там нет.

В стартапе и корпорации совершенно разные рабочие амплитуды. Например, в компании во время работы очень сложно впасть в неконтролируемое состояние потока и потерять счет времени. В стартапе все иначе: утром ты открываешь дверь в офис и — понеслось, надо только пристегнуться.

Первое время в «Много лосося» этот нескончаемый поток дел меня настолько захватывал и не отпускал, что я фактически перестал отличать день от ночи, не говоря уж о том, что стал воскресным папой. Потом баланс работы и личной жизни все-таки удалось нащупать и установить. Теперь я разделяю эти сферы. Например, принципиально стараюсь не работать в выходные — так и продуктивность выше, и семья не страдает.

Хотите узнать весь кейс компании «Много лосося», а также узнать, как Александр привлек первые инвестиции в свой бизнес? Начните обучение на курсе "Венчурный стартап" и создайте собственный бизнес с потенциалом венчурных инвестиций.