Друзья, данная тема меня заинтересовала после посещения Израиля. Едешь по пустыне и вдруг перед тобой оазис, города, люди, а затем вновь дорога и пустыня. Как, чем(орудия труда)? Людские старания? Каким образом можно это создать?
Речь не о хвалебных одах государству, национальности. Речь пойдет о воспитании. Все мы педагоги наслышаны о Макаренковском опыте- воспитании в трудовом коллективе. И на Кибуц, конечно он оказал свое влияние.
Но в нашей стране эти сообщества исчезли, стерлась память о колхозах, а в Израиле трудовые поселения сохранилось. Опустим многочисленные мнения о недостатках, об истории утопических сообществах и теориях Т. Мора и других приверженцах создания " райских поселений" В свое время Фильм "Пляж" с Дикаприо убедил, казалось бы многих, что долго просуществовать такое поселение не может. Из-за абсолютно - разного отношения к собственности.
Но вот он, опыт - существует. Рассмотрим почему?
Любителям наблюдать продемонстрирую свой опыт взгляда на воспитание детей Израиля.
Место действия частная школа Москвы. Предметы в основном общеобразовательные, но есть и уроки обучения на музыкальных инструментах. С флейтой, после урока выходит маленький мальчик. В фойе множество ожидающих родителей. Бабушка мальчика говорит спокойно внуку:" Яша, сыграй для людей". Яша абсолютно спокойно подносит инструмент и с достоинством, как может, исполняет незатейливую мелодию. Играет увлеченно. Совершенно не обращая внимания слушают или нет.
Просите за отступление от темы. Это мое стремление - взять в жизненную копилку положительный опыт и перенять. Очень обидно, что в наше время вводится понятие "токсичность", которое часто учит детей быть инфантилами, уводя от радостного служения людям, как от какой - то эксплуатации.
Жители кибуцев обычно начинают работать в возрасте 12-13 лет. За свой труд дети получают возможность каждый год ездить на экскурсии или участвовать в других мероприятиях по своему выбору. Благодаря столь раннему приучению к труду, многих "кибуцников" считают усердными и дисциплинированными работниками, которые не боятся сложных задач.
Кибуцу рассматривается, как один из примеров общинного воспитания, наряду с двумя другими: Макаренковской общине и общине:"Брудерхов".
Сейчас печатается много мнений молодых мам о том, что дети наработаются еще, начитаются еще.
Как, скажите, не полюбив сам труд, чтение, рукоделие, можно прочитать в "толстой книге" чей - то необходимый опыт, не побояться тяжести мук творчества? Не увидев увлеченности, примера труда взрослых? Как выживет человек в любую эпоху без этого?
И, самое главное, в кибуце отводится внимание престарелым жителям, которые могут принимать посильное участие в жизни поселка и передавать ОПЫТ детям.
Кибуцы сыграли решающую роль в становлении государства. Из них вышли многие толковые политические деятели, которые после руководства на этих постах не гнушались, вернувшись в кибуц, снова надеть рабочий комбинезон.
О благотворном влиянии на человека говорит такая цитата журналиста И. Константиновского " Кибуц является простым и ясным доказательством правильности коммунистической идеи, ее полной осуществимости". Я бы добавила - конечно не для всех. А в Израиле так и происходит.
Мир кибуц опирается на строгую добровольность, на возможность покинуть его в любой момент.
Положительные моменты:
- В Кибуце присутствует личный, производительный труд, запрещен наемный.
- Обобществление средств производства, нет частной собственности.
- Добровольное членство.
- Равенство.
- Совместное потребление.
- Участие в общих собраниях.
- Положительное влияние на молодежь.
А если говорить о том, что нужно для развития ребенку, то, конечно возможности общества намного выше, чем у семьи. Ведь ребенок часто не совпадает с родителями по набору интересов, структуре способностей.
Родители смотрят на методы воспитания, таланты ребенка со своей собственной точки зрения, которая часто не совпадает с мнением специалиста- педагога. Все таки те учат смотреть на то, что даст опору в перспективе.
- Бывает большой проблемой войти в контакт с ребенком, понимать его, не отмахиваться, не быть равнодушным. У педагогов это встречается реже, чем у родителей.
Это все, конечно говорится о сравнении родителей и педагогов, стоящих на одной равнозначной ступени. Капитализм, к сожалению, часто в лице родителей, предусматривает ребенка, как собственное имущество, с которым можно поступать, как вздумается.
Уточню - капитализм, в отличие от социализма, усиливает отношение к другим людям, как к собственности, особенно, если они слабы, беззащитны, зависят от кого - либо.
Кибуц - это экзотика для педагогов - студентов
Об этих "островках социализма" пресса почти ничего не сообщала. Впервые о них прочитали в журнале "Огонек"1990г в статье И. Константиновского.
А о положительном педагогическом опыте можно прочитать в статье Г.Хиллинга значительно позднее.
Благодарю за прочтение. А как вы относитесь к опыту коллективного воспитания?
Материалы по статье :https://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1192628243&archive=1196815384&start_from=&ucat=&
https://www.kommersant.ru/doc/2315024
https://pikabu.ru/story/kibuts__kolkhozpoevreyski_6104110