Судя по всему, первый раунд становления новой внешней политики Киргизии завершен. Избранный в январе 2021 года вчерашний оппозиционер Садыр Жапаров, возглавивший страну после третьего для республики переворота в ноябре прошлого года, в течении двух недель посетил три важнейших для Киргизии соседа: Россию, Казахстан и Узбекистан.
В истории республики прецедентов подобных блиц-поездок высших лиц не было ни сразу после вступления в должность, ни во время плановой работы. Да что там говорить, в Центральной Азии из подобных прецедентов проактивной внешней региональной политики можно отметить лишь Узбекистан после прихода на пост президента Шавката Мирзиеева в 2016 году.
Для Садыра Жапарова и его команды стояло несколько очень важных задач. Первое, конечно же, получить внешнюю легитимность как руководителя республики, только что выигравшего выборы президента. Задача здесь осложнялась тем, что новый глава Киргизии, по сути, пришел к власти в результате очередной революции, заставив своего предшественника Сооронбая Жеенбекова уйти в отставку. Учитывая очень негативное восприятие лидерами России, Казахстана и Узбекистана любого рода неконституционных шагов против стабильности в государстве, новому президенту Киргизии нужно было предпринимать сверхусилия, чтобы растопить лед настороженности у своих старших коллег. Судя по тому, как принимали киргизского лидера главы соседних государств, ему это во многом удалось.
Второй важной задачей блицтурне была попытка заручиться поддержкой крупных соседей для решения сложной социально-экономической ситуации в республике в связи с постпандемическим кризисом и последствиями очередного переворота. Республике нужны инвестиции, просто финансовая адресная помощь, возможности для работы трудовых мигрантов. С этой задачей Садар Жапаров справился лишь частично. Россия выделила технический грант 623 млн. рублей на создание системы маркировки товаров. О крупных инвестициях договориться не удалось, но по сообщению киргизской стороны, удалось вернуть на стол переговоров совместную реализацию крупных гидроэнергетических проектов. Из всех трех визитов, наиболее продуктивным здесь вышел визит в Узбекистан. Ташкент и Бишкек договорились о создании киргизско-узбекского инвестиционного фонда размером 50 млн долл., были согласованы поставки электроэнергии из Узбекистана и обсуждены вопросы совместного водопользования, а даже возможного совместного строительства гидроэнергетических объектов в Киргизии. Еще стороны договорились до конца 2021 года закрыть непростой вопрос делимитации границы, нерешенный с 1991 года.
В политическом измерении турне Садыра Жапарова можно признать достаточно успешным. Ему удалось заручиться поддержкой крупнейших своих соседей. Теперь многое будет зависеть от самого молодого лидера, сумеет ли он оправдать авансы поддержки старших товарищей и удержать стабильность в Киргизии и обязательства страны в рамках достигнутых договоренностей.