Давайте посмотрим, где обитает колибри… Да в принципе где-то вот здесь..
Ну конечно я имею ввиду не птичку, а KolibriOS. В комментариях под прошлым видео, мне несколько раз упомянули, что своя ОС есть — и имя ей KolibriOS.
Давайте посмотрим её поближе и подумаем почему она никуда не годится..
Как всегда я начну с предыстории.
Во второй половине 90х годов финский студент Вилле Турьянмаа..
Надо же, опять фин. Чем их там кормят? :)
Так вот этот финский студент писал графическую оболочку для DOS. Он хотел, чтобы его программы на Паскале (!) выполнялись в многозадачном защищённом режиме и имели единый оконный интерфейс. Оболочка называлась MultiRun Program for IBM-PC.
Со временем оболочка обрастала возможностями и в итоге превратилась в самодостаточную ОС, которая загружалась с дискеты. DOS уже не был нужен.
Эта ОС называлась MrOS и имела 25 тыс. строк кода на Паскале.
В дистрибутив входили 3 десятка простых программ вроде часов, проигрывателя компакт-дисков, пара простых игр и всё в этом духе.
И пришли 2000е годы. И принесли в мир информационных технологий Java, XML, скриптовые языки.
И Вилле понял, что его 16-битная ОС уже мало кому интересна. Но ему и не нравились новые технологии, которые вели к медленной работе программ и всяким прослойкам между железом и программами.
И он решил написать самое быстро ядро в мире. И естественно для этого подходил один единственный язык программирования — ассемблер.
Такой коренной поворот вызвал недоумение в рядах его соратников по MrOS. Писали мы значит писали на Паскале, а теперь что же в 21ом веке будет изучать ассемблер?! :) Часть людей покинуло проект.
И через несколько месяцев ребята выпустили первую версию новой операционной системы MenuetOS. Название состоит из слов Меню — мол работа с ОС проста как обращение с меню и весёлая как танец — Менуэт.
ОС выпускалась под лицензией GPL.
Команда разработчиков была маленькой до сентября 2001 года, когда был опубликована статья на одном из популярных сайтов.
И IT-сообщество заинтересовалось этой ОС. Такого мир не видел уже очень давно, чтобы ОС с графическим интерфейсом и набором программ помещалась на одну дискету. Напомню, что 3х-дюймовая дискета — это 1.44 мегабайта. Команда разработчиков стала расширяться.
Осенью 2004 года российский разработчик Иван Поддубный выпустил MenuetOS Russian Edition
Весной 2005 года Иван выложил ядро ОС, размер которого был уменьшен на 20% по сравнению с официальным ядром, и при этом имел большую функциональность.
Примерно в это время в команде MenuetOS встал вопрос о лидерстве. И среди членов команды начался раздрай. Кто-то возмущался, что выдвинутая кандидатура не может быть лидером, так как Си-программист не должен быть лидером в проекте на ассемблере. Кто-то возмущался, что кандидатом должен быть разработчик из русскоязычного сообщества.
Этот конфликт был законсервирован, но как говорится, осадок остался. И когда летом 2005 года команда начала работу на 64-битной и закрытой версией MenuetOS — Menuet64 - то многие русскоязычные разработчики вышли из команды и начали работать над своим форком операционной системы. И назвали её KolibriOS.
Летом 2007 года ядро KolibriOS было переписано на использование плоской модели памяти, что привело к потери совместимости с MenuetOS. Но от этого проект мало потерял, потому что к тому моменту 32-битная MenuetOS уже почти не развивалась.
И на сегодняшний день KolibriOS разрабатывается усилием около 30 человек. В основном это люди из русскоязычного сообщества бывшего СССР. Но есть и немцы и бельгийцы.
KolibriOS не основана на POSIX-стандартах и не является совместимой с любой из известных операционных систем и является самостоятельной системой со своим ядром и своим набором программ, количество которых насчитывает около 250 единиц.
Основной дистрибутив имеет размер 1.44 Мегабайта. Правда, на сайте доступен для скачивания LiveCD-образ размером около 70 мегабайт, вероятно туда включены все программы.
KolibriOS использует вытесняющую многозадачность. Поддерживает множество файловых систем таких как FAT16, FAT32, NTFS, EXT2, 3 и 4.
Поддерживает USB.
Для работы ОС достаточно всего 8 мегабайт оперативной памяти.
Под ОС портированы некоторые программы и игры с других платформ. Например игры Quake и Doom есть под KolibriOS.
Графический интерфейс довольно специфический. Думаю рядового пользователя он мало чем заинтересует, а вот фанатов киберпанка — вполне.
Запустив ОС вы попадаете в другой мир с угловатыми шрифтами.
Главным недостатком является то, что ОС работает только на платформе x86. Это связано с тем, что ядро написано на ассемблере, который является низкоуровневым языком и напрямую оперирует инструкциями процессора. И портировать KolibriOS на другую архитектуру процессора — это значит практически переписать всё с нуля.
(хватит читать)
Является ли эта ОС российской — судите сами.
Если посмотреть на вопрос шире. То сейчас конечно никому не нужно, чтобы ОС помещалась на дискету. Но в своё время таких проектов было множество.
Вот несколько из них.
Самый известный однодискетный дистрибутив это QNX — урезанная версия коммерческой операционной системы реального времени.
Тоже включала в себя графический интерфейс, файловый менеджер и браузер.
На одну дискету влезал дистрибутив Linux — Mungkie Linux. Имел графический сервер, файловый менеджер, текстовый редактор.
PicoBSD — это однодискетная версия FreeBSD примерно с тем же набором на борту.
И самое интересное, что и Windows можно было запустить с одной дискеты. Но конечно не 10ку :) А старые версии Windows 1.0 и Windows 2.0.
Возвращаясь к KolibriOS.
Ограниченный набор программ и отсталый графический интерфейс не позволяет всерьёз воспринимать эту ОС. Но как интереснейший проект — безусловно.
Скорее всего эту ОС с успехом можно использовать во встраиваемых системах. Из-за своего маленького размера KolibriOS можно прошить в чип и даже в BIOS.
Пожалуй на этом сегодня всё.
Ставьте лайки, подписывайтесь и пишите комментариях, где вы видите применение такой оригинальной ОС как KolibriOS
Пока!