Найти тему
ИА Хакасия

В Хакасии у семи нянек, увы, не оказалось семи пядей во лбу

Стоп-кадр: YouTube
Стоп-кадр: YouTube

Оптимизация малокомплектных школ — это одна из самых тяжелейших проблем для большинства субъектов федерации. В каждом регионе ее решают по-своему, и наличие общественного негодования, чаще всего, свидетельствует о неслаженности действий региональной и муниципальной властей. Помнится, в 2017 году федеральный центр заинтересовал опыт Хакасии по строительству учительских домов. Хакасия с 2011 года успешно решала проблему малокомплектных школ в рамках проекта «Учительский дом»: небольшое школьное здание, в котором учатся около 20 ребятишек, совмещенное с благоустроенной квартирой для учителя. Преимущества такой школы в маленьком поселении очевидны. Одновременно решается целый комплекс сельских проблем: начальная школа становится центром села, поскольку располагались библиотека, спортивный зал и, что не менее важно, есть интернет. Ко всему прочему, решается жилищная проблема педагога.

В этой связи получившая скандальную огласку на федеральном уровне большая проблема Малого Монока вызывает, прежде всего, недоумение. В начале марта депутат Верховного Совета Хакасии Тайир Ачитаев направил депутатский запрос министру просвещения Российской Федерации Сергею Кравцову, аналогичная депеша пошла в Генеральную прокуратуру. Сегодня в Бейском районе стартует прокурорская проверка.

При этом, как пояснила корреспонденту 19rus.info начальник управления образования Светлана Граф, для администрации Бейского района депутатский запрос в федеральные структуры оказался неожиданным. Ибо за разъяснениями парламентарий в муниципалитет не обращался. Иначе Тайир Николаевич не стал бы дезинформировать главу федерального образовательного ведомства по поводу даты закрытия образовательного учреждения — филиала Бондаревской средней школы в селе Малый Монок. Филиал закрыт не 5 февраля 2021 года , как указывает Ачитаев в депутатском запросе, постановление администрации Бейского района о ликвидации филиала принято 1 декабря 2020 года . Причиной стало заключение ООО «Экспертиза недвижимости»: техническое состояние строительных конструкций здания «Маломонокская НОШ» признано аварийным.

О наличии столь весомой причины депутат Верховного Совета Хакасии весьма предусмотрительно умалчивает, зато обозначает крайне острый в регионе национальный вопрос.

Депутат просит «проверить правомерность действий администрации Бейского района и принять меры в отношении Министерства образования и науки Республики Хакасия, занявшего пассивную политику в крайне остром для национального региона вопросе. В ликвидации начальной школы в национально селе усматриваю признаки ущемления прав детей, говорящих на родном хакасском языке. В конечном итоге это решение властей Бейского района ведет к уничтожению малокомплектных школ в сельской местности, а значит — вымиранию сел, исчезновению языка хакасского района».

По мнению заместителя министра образования и науки Хакасии Аллы Идимешевой, право шести учеников младших классов аала Малый Монок не нарушено. Образовательный процесс для них организован в Красноключинской школе, она расположена в четырех километрах от аала Малый Монок. Школьный автобус осуществляет подвоз ребят из школы два раза: сначала увозят младшеклассников, потом учеников старших классов.

Накануне во время поездки в два населенных пункта Бейского района замминистра образования и науки Хакасии любезно согласилась на присутствии корреспондента 19rus.info. Благодаря чему и появилась возможность увидеть и услышать все в первозданном виде.

Приятно удивила Красноключинская школа: красивое капитально отремонтированное в 2017 году здание. Благодаря бессменному директору Маргарите Байкаловой, здесь по-домашнему уютно. В красочно оформленных школьных кабинетах современное, в том числе и цифровое оборудование. В классе хакасского языка Алла Идимешева предпринимает а попытку побеседовать с двумя второклашками из аала Малый Монок. На заданный на хакасском языке вопрос Лева и Алеша предпочли ответить исключительно на русском языке. Причем односложно «да», «но» или просто кивнуть головой. А на уточняющий вопрос отвечают по-детски искренне: им удобнее говорить по-русски. Их односельчане на год-два постарше - Илья и Таир тоже оказались не из тех, кто в совершенстве владеет родным языком.

Всем шестерым младшеклассникам в Красноключинской школе нравится: красивые классные комнаты, хорошие учителя, в столовой сытно кормят. Однако отголоски взрослых разговоров прозвучали из уст сельского мальчишки:

«К моей маме приходила учительница и просила ее написать большое письмо».

Словом, родительская общественность не смирилась. Не менее десятка жительниц аала, горячо обсуждая проблемы закрытой школы на одной из улиц Малого Монока с Аллой Идимешевой, предъявили, надо полагать, справедливые претензии к главе Бейского района Иннокентию Стряпкову. Жителей аала районное начальство не балует вниманием, они до сих пор не знают внятного ответа на вопрос о дальнейшей судьбе здания бывшей малокомплектной школы, а также о том, как готовить к школьной жизни шестилетних ребят. Получается, в сельской глубинке чаще бывает замминистра образования Хакасии, нежели учредитель малокомплектной школы.

Кстати, давая оценку этому досадному обстоятельству глава профильного комитета Верховного Совета Хакасии Оксана Разварина уточнила, на заседании парламентского комитета по культуре, образованию и науке в начале года проблема Маломонокской начальной школы обсуждалась и было принято промежуточное решение.

Вне всякого сомнения, озадачить школьными проблемами аала Малый Монок Минпросвещение и Генеральную прокуратуру — большого труда не стоит. Вместе с тем, от представителя в высшем законодательном органе республики ждут, есть основание полагать, не только скоропалительных сигналов в федеральное ведомство. Поиск решения действительно тяжелейшей для региона проблемы требует времени, а самое главное, желания целенаправленно и последовательно ее решать.

Кстати, некоторые проблемные сельские школы Хакасии получат средства на капитальный ремонт зданий в рамках федеральной государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий». В течение пяти ближайших лет федеральная казна не ее реализацию планирует направить почти 1,5 трлн рублей, в том числе в текущем году — свыше 78,4 млрд.

При этом следует понимать, весомую финансовую помощь получат только те муниципалитеты, которые эффективно взаимодействуют с Минсельхозом Хакасии по части комплексного развития села.